РЕАЛИЗУЕМАЯ СХЕМА
КОМБИНИРОВАННОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ С ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИЕЙ НАЗЕМНОГО
РОБОТОТЕХНИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА, ВЫПОЛНЯЮЩЕГО ЗАДАЧИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ
П.В. Дружинин, В.В.
Сергеев, Р.В. Романенко
Научно-исследовательский
институт военно-системных исследований материально-технического обеспечения
Вооруженных сил Российской Федерации.
Наука и военная
безопасность. 2018. № 1 (12)
В статье рассмотрен анализ реализуемых схем комбинированных силовых
установок с электромеханической трансмиссией в подвижных объектах, их
преимущества и недостатки, предлагаемая и реализуемая схема комбинированной
силовой установки с электромеханической трансмиссией наземного
робототехнического комплекса, выполняющего задачи материально-технического обеспечения.
Введение
При создании
военной техники учитываются требования действующей Военной доктрины Российской
Федерации о подготовке к участию во всех видах войн и вооруженных конфликтов
с применением оружия и оружия массового поражения. В связи с
этим концептуальный подход к
созданию новых образцов военных гусеничных машин (далее – ВГМ) базируется на
обеспечении ее высокой универсальности, позволяющей решать разнотипные боевые
задачи во всех видах боевых действий в различных природно-климатических
условиях.
Данные
требования к ВГМ определили их развитие в направлении решения следующих задач:
- повышение огневой мощи за счет применения новых видов вооружения;
- повышение уровня защищенности;
- повышение уровня подвижности путем увеличения средних скоростей движения и запаса хода по топливу;
- повышение надежности;
- возможность роботизации и автоматизации управления перспектив ныя ВГМ;
- расширение возможностей диагностирования и контроля систем.
Одним из
актуальных способов для решения вышеуказанных задач является применение в
составе ВГМ комбинированных силовых установок с электромеханической
трансмиссией.
Они
представляют собой сложную систему устройств, находящихся в тесной взаимосвязи
и функционирующих как единое целое, но отличающихся по типу и принципам взаимодействия
основных элементов.
Анализ реализуемых схем комбинированных
силовых установок
Современные
комбинированные силовые установки включают двигатель внутреннего сгорания
(далее - ДВС) или двигатель-генераторные агрегаты и тяговые накопители энергии,
которые совместно с комбинированными электромеханическими трансмиссиями
строятся по принципу последователь ной тли параллельной архитектуры, а также но
схема «сплит», реализующей последовательно-параллельную систему.
Рассмотрим три
структурные схемы комбинированной силовой установки (далее – КСУ) с
электромеханической трансмиссией (далее - ЭМТ).
При торможении транспортного
средства, движении на спуске, механическая энергия движения рекуперируется
через систему управления в буферный источник. Основными преимуществами систем
электропривода, выполненных по последовательной схеме, являются отсутствие механической
связи между ДВС и ведущими колесами, что позволяет работать ДВС в любой точке
своих характеристик, в том числе в пределах области максимальной эффективности,
так же упрощается кинематическая схема трансмиссии.
Последовательная схем комбинированной
силовой установки
В
последовательной схеме (рия.1) ДВС работает в паре с генератором, а тепловом
энергия топлива, преобразованная в электрическую, через систему управления
поступает для питания тягового электродвигателя, который преобразует ее в
механическую для привода ведущих колес транспортного средства. Энергия
буферного источника тока через ту же систему управления компенсирует
недостаток ее при работе тягового электропривода в наиболее тяжелых режимах
движения: разгон, ускорение, форсирование, поворот, преодоление подъемов или
препятствий и т.д.
— Механическая связь
- - -à
Электрическая связь
Рис. 1. Схема последовательной
структуры комбинированной силовой установки
Параллельная
схема комбинированной силовой установки
В параллельной схеме (рис. 2)
в отличие от последовательной применяется тяговый электродвигатель, вал
которого взаимосвязан с валом ДВС. Режим работы буферного источника аналогичен
режиму работы в последовательной схеме. Энергия, необходимая для привода
ведущих колес, реализуется параллельными потоками от ДВС и тягового
электродвигателя. Параллельная схема характеризуется относительно небольшими массогабаритными
параметрами и более высоким КПД, однако обеспечить стабильность режима работы
ДВС при параллельной схеме невозможно.
Сокращение расхода топлива достигается
в основном за счет уменьшения рабочего объема ДВС, а также усложняется общее
управление приводом.
Смешанная
схема компоновки комбинированной силовой установки
В смешанной схеме (рис. 3)
валы ДВС и тягового электродвигателя взаимно связаны, но не жесткой
конструкцией, а через несимметричный планетарный дифференциал. Достоинством
смешанной схемы является возможность обеспечения практически постоянного,
экономического режима ДВС, а также возможность перераспределения мощности между
ДВС, электродвигателем и ведущими колесами при минимальных потерях.
— Механическая связь
- - -à
Электрическая связь
Рис. 2. Схема
параллельной структуры
комбинированной силовой
установки
— Механическая связь
- - -à
Электрическая связь
Рис. 3. Схема смешанной
структуры
комбинированной
энергосиловой установки
Повышенная эффективность
данной схемы обусловливается взаимосогласованностью параметров машин, а также
алгоритмов системы управления ими. Недостатками данной схемы является
необходимость в устройстве механического сопряжения агрегатов силовой установки,
которое должно одновременно реализовывать функции непрерывно изменяющегося
передаточного числа трансмиссии, преобразованию, распределению и передаче
потоков энергии ДВС, электродвигателя и генератора.
Рассмотренные выше схемы
комбинированных силовых установок обладают своими преимуществами и недостатками.
Выбор структурной схемы взаимодействия компонентов комбинированной силовой
установки должен основываться на предназначении транспортного средства.
Проведенный анализ
конструктивных схем взаимодействия основных элементов КСУ, их преимуществ и
недостатков, а также основных требований к разработке перспективных образцов
ВГМ позволил сделать вывод о том, что наиболее рационально использовать
последовательную схему КСУ. Реализация данной схемы позволяет максимально
обеспечить выполнение заданных требований к перспективным образцам ВГМ.
Именно такой тип схемы
комбинированной силовой установки с электромеханической трансмиссией (рис. 4)
сегодня разрабатывается коллективом 23 го НИО НИИ (ВСИ МТО ВС РФ) и ООО
«Станкомаш» для роботизированной платформы на базе легкобронированного гусеничного
шасси, в качестве транспортера переднего края, выполняющего задачи материально-технического
обеспечения.
Рис. 4. Структурная
схема КСУ с ЭМТ наземного роботизированного комплекса военного назначения:
ВК – ведущие колеса; ДВС –
двигатель внутреннего сгорания; ЭБУД электронный блок управления двигателем;
ИУС-Ш – информационно-управляющая система шасси; ППТ – педаль подачи топлива; ПТС
– педаль тормозной системы, Г – генератор; И –инвертор с коммутатором цепей
обмоток возбуждения; ВИ – вспомогательный инвертор; НЭ – накопитель энергии
(аккумуляторная батарея или накопитель конденсаторного типа); ТЭД – тяговый электродвигатель;
БР – бортовой редуктор
К основным составным частям макетного образца относятся:
– корпус и ходовая часть МТЛБу;
– система управления (БИУС движения)
– аппаратно-программное средство, предназначенное для управления
движением образца, технического диагностирования электронных и электрических систем,
защиты электрооборудования;
– комбинированная силовая установка, включающая в себя двигатель
внутреннего сгорания, генератор вентильный индукторный тяговый и блок накопителей
энергии;
– электротрансмиссия, состоящая из распределенной микропроцессорной
системы управления, силовых преобразователей электрической энергии, двух тяговых
электродвигателей, соединенных через редуктор с ведущими колесами.
Компоновка размещения составных
частей электромеханической трансмиссии макетного образца наземного робототехнического
комплекса военного назначения
представлена на рис. 5
Рис. 5. Компоновка
размещения КСУ с электромеханической трансмиссией макетного образца НРТК ВН:
1 - тяговые
электродвигатели;
2 - силовые
преобразователи электрической энергии;
3 - гибридная
энергоустановка;
4 - блок накопителей
энергии;
5 - электронная
система управления
Характерные особенности данной трансмиссии:
- отсутствие механических связей
между генератором и бортовыми тяговыми электродвигателями, а также
механических связей между самими тяговыми электродвигателями и, как следствие,
отличные компоновочные возможности военной гусеничной машины и реализации
полностью цифрового шасси с возможностью диагностики и дистанционного
управления;
- сочетание в
электромеханической трансмиссии этого типа функций элементов механической
трансмиссии, что существенно упрощает конструкцию трансмиссии, увеличивает ее
надежность и ремонтопригодность;
- обеспечение
бесступенчатого регулирования скорости, и снижение расхода топлива на 20-25%,
и повышение тем самым таких показателей, как быстроходность, экономичность,
динамичность, манёвренность и как следствие увеличение в целом боевого свойства
- подвижности.
Выводы:
- предлагаемая компоновочная схема
размещения КСУ с электромеханической трансмиссией позволяет рационально использовать
внутренние объемы НРТК ВН для подвоза боеприпасов и топлива к подразделениям
на передовой, находящимся под огнем противника (рис. 6);
Рис. 6. Дистанционная
выгрузка боеприпасов с наземного робототехнического комплекса военного
назначения
- последовательная схема
комбинированной силовой установки с электромеханической трансмиссией
позволяет ДВС работать в любой точке своих характеристик в том числе в
пределах области максимальной эффективности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Бахмутов С.В. Конструктивные схемы автомобилей с гибридными силовыми установками, учебное пособие / С.В. Бахмутов. А.Л. Карунин, В.В. Ломакин. - Москва : МГТУ «МАМИ», 2007. - 72 с.
- Шеремет И.Б. Система общих технических требований к видам вооружения и военной технике / И.Б. Шеремет. НА.. Рудианов. B.C. Хрущев // Наземные робототехнические комплексы. Общие ТТХ - Москва : МО РФ. 2015. - 79 с.
- Степанов Ю.А. Система вооружения и военной техники, часть 2, учебное пособие / Ю.А. Степанов. B.C. Стативка, С.Г. Дубинин - Санкт-Петербург : BA МТО, 2017. - 660 с.
- Сергеев В.В. Приоритетные направления создания робототехнических комплексов МТО / В.В. Сергеев, Н. Колоколов. В.Л. Матушкин // Научные проблемы МТО ВС РФ: сборник научных трудов - Санкт-Петербург : изд-во политехнического университета, 2017. -231-237.
- Сергеев В.В. Применение РТК ВН для МТО войск (сил) / В.В. Сергеев. И.В. Гречушкин. В.Л. Матушкин // Научные проблемы военно-системных исследований: сб. науч. тр. - СПб.: изд-во политехнического университета. 2017. - С.114-122.
Дружинин Петр Владимирович -
доктор технических наук профессор, старший научный сотрудник: Сергеев Владислав
Владимирович - кандидат биологических наук доцент кафедры технического
обеспечения и тактики), начальник 23 научно-исследовательского отдела.
Романенко Роман Владимирович -
соискатель на ученую степень кандидата технических наук, адъюнкт. 23-й
научно-исследовательский отдел Научно-исследовательского института военно-системных
исследований материально-технического обеспечения Вооруженных сил Российской
Федерации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий