Патент по заявке 2017122452,
26.06.2017
… предложена мобильная
пусковая система для транспортирования и пуска ракет из транспортно-пусковых
контейнеров (ТПК), содержащая транспортное средство с рамой, на которой с
возможностью поворота в вертикальной плоскости смонтирована качающаяся часть,
выполненная с возможностью установки на ней по меньшей мере одного ТПК, систему
для обеспечения и/или поддержания во внутреннем объеме ТПК заданного
температурно-влажностного режима, включающую установленный на раме
транспортного средства агрегат для подготовки подаваемого в ТПК воздуха,
который связан с напорным и отводным воздуховодами, каждый из которых
представляет собой сочлененный теплоизолированный магистральный трубопровод,
проложенный по раме транспортного средства и качающейся части. При этом упомянутый
трубопровод снабжен шарнирным соединением, выполненным с возможностью поворота
относительно оси, геометрически совмещенной с осью поворота качающейся части, и
имеет концевой гибкий участок, свободный конец которого выполнен с возможностью
разъемного соединения со съемным отсечным клапаном, который выполнен с
возможностью разъемного соединения с соответствующим ответным элементом ТПК.
Напорный воздуховод смонтирован с возможностью соединения с ТПК в районе днища
последнего, а отводной воздуховод - в районе крышки ТПК.
Агрегат
для подготовки подаваемого в ТПК воздуха сообщен с атмосферой и содержит блоки
соответственно для охлаждения и нагрева воздуха, средства для очистки воздуха,
средства для подачи воздуха в ТПК, блок управления и коммутации, датчики температуры
и относительной влажности воздуха.
Вместе
с этим мобильная пусковая система снабжена средствами для фиксации отсечных
клапанов в транспортировочном положении.
Кроме
того, мобильная пусковая система снабжена средствами для фиксации свободных
концов гибких участков упомянутых трубопроводов относительно качающейся части.
Технический
результат использования полезной модели состоит в повышении эксплуатационных
характеристик мобильной пусковой системы.
На
фиг. 1 показана мобильная пусковая система для транспортирования и пуска ракет
из ТПК с установленными на транспортном средстве ТПК, общий вид сбоку; на фиг.
2 - то же, вид по А на фиг. 1; на фиг. 3 - то же вид по Б на фиг. 1; на фиг. 4
- то же в рабочем положении в период дежурства, транспортное средство вывешено
на гидродомкратах, качающаяся часть с ТПК поднята в вертикальное положение,
общий вид сбоку; на фиг. 5 - расположение съемных отсечных клапанов и концевых
гибких участков напорных и отводных воздуховодов на качающейся части, когда
мобильная пусковая система находится в транспортировочном (походном) положении;
на фиг. 6 - съемные отсечные клапана, установленные на ТПК и соединенные с
концевыми гибкими участками воздуховодов, когда мобильная пусковая система
находится в рабочем положении в период дежурства.
Мобильная
пусковая система для транспортирования и пуска ракет из транспортно-пусковых
контейнеров содержит транспортное средство 1 с рамой 2, на которой с
возможностью поворота в вертикальной плоскости смонтирована качающаяся часть 3,
выполненная с возможностью установки, например, двух ТПК 4. Для каждого ТПК
предусмотрена система для обеспечения и/или поддержания во внутреннем объеме
ТПК заданного температурно-влажностного режима, включающая установленный на
раме 2 транспортного средства агрегат 5 для подготовки подаваемого в ТПК
воздуха, который связан с напорным 6 и отводным 7 воздуховодами, каждый из
которых представляет собой сочлененный теплоизолированный магистральный
трубопровод, проложенный по раме 2 транспортного средства и качающейся части 3.
При этом трубопровод каждого воздуховода снабжен шарнирным соединением 8,
выполненным с возможностью поворота относительно оси 9, геометрически
совмещенной с осью поворота качающейся части 3, и имеет гибкий концевой участок
«а» («b»), который расположен на качающейся части и выполнен с возможностью
разъемного соединения посредством съемного отсечного клапана 10 с
соответствующим ответным элементом 11 (12) ТПК. Напорный воздуховод смонтирован
с возможностью соединения с ТПК в районе днища последнего, а отводной
воздуховод - в районе крышки ТПК. Гибкие участки «а» и «b» напорного и
отводного воздуховодов выполнены с возможностью обеспечения ограниченного
продольного перемещения соответствующего ТПК относительно качающейся части 3 и
обеспечивают работу системы ТВР при нахождении качающейся части с ТПК как в
горизонтальном, так и в наклонном и вертикальном положениях. В вертикальном
положении благодаря подводу напорного воздуховода к нижнему торцу ТПК, а
отводного воздуховода к верхнему торцу ТПК достигается минимизация тепловых
потерь воздуха, подаваемого для обогрева или охлаждения. Таким образом при
длительном нахождении в рабочем положении в период дежурства обеспечивается
повышение надежности пусковой системы в целом.
В
варианте выполнения агрегат 5 сообщен с атмосферой и содержит блоки
соответственно для охлаждения и нагрева воздуха, средства для очистки воздуха,
средства для подачи воздуха в ТПК, блок управления и коммутации, датчики
температуры и относительной влажности воздуха (на чертеже не показано). Для
контроля параметров воздуха в ТПК, а также технического состояния системы ТВР
предусмотрен обмен командами между аппаратурой системы ТВР и системой
управления, размещенной в кабине шасси транспортного средства (на чертеже не
показано).
В
варианте осуществления изобретения мобильная пусковая система выполнена с
возможностью установки на качающейся части двух ТПК и включает два идентичных
агрегата 5, два напорных и два отводных воздуховода 6 и 7 каждый с гибким
концевым участком, четыре съемных отсечных клапана 10.
Мобильная
пусковая система для транспортирования и пуска ракет из транспортно-пусковых
контейнеров работает следующим образом.
В
транспортировочном положении (до загрузки ТПК 4 на качающуюся часть 3) съемные
отсечные клапана 10 устанавливаются в фиксированном положении, например, с
помощью фланцевых резьбовых соединений на аппаратной платформе, установленной
на шасси транспортного средства 1 за кабиной последнего. Свободные концы гибких
концевых участков «a» и «b» воздуховодов (трубопроводов) заглушаются и
фиксируются относительно качающейся части 3 посредством установленных на ней
кронштейнов 13, снабженных элементами зацепления, взаимодействующими с
ответными элементами зацепления воздуховодов.
Перед
установкой ТПК 4 на пусковую установку отсечные клапаны 10 через асбестовые
прокладки (на чертеже не показано) состыковывают с элементами 11, 12 ТПК. После
установки ТПК на пусковую установку к свободным концам отсечных клапанов 10 при
помощи хомутов 14 прикрепляют соответствующие гибкие концевые части «a» и «b»
напорных и отводных воздуховодов 6 и 7.
Включение
системы ТВР осуществляется сразу после загрузки ТПК 4 на качающуюся часть 3 и
пристыковки магистралей воздуховодов. Система ТВР по информации, поступающей от
датчиков температуры и влажности, подает воздух необходимых параметров для
обеспечения требуемых условий эксплуатации ракеты. Напорные воздуховоды 6
обеспечивают передачу воздуха необходимой температуры и влажности от агрегатов
5 к соответствующим ТПК. Через отводные воздуховоды 7 воздух из ТПК поступает в
агрегаты 5 для нормализации. Шарнирные соединения 8 обеспечивают сообщение
неподвижных (проложенных по раме 2) и поворотных (проложенных по качающейся
части 3) частей магистральных трубопроводов. Непрерывная работа ТВР
продолжается в течение всего периода хранения и транспортирования ТПК на
транспортном средстве (по существу - на самоходной пусковой установке).
В
процессе эксплуатации система ТВР может работать в следующих режимах:
-
«Обогрев»;
-
«Охлаждение»;
-
«Осушка»;
-
«Вентиляция».
Выбор
режимов термостатирования, включение, отключение оборудования производится
автоматически по сигналам датчиков температуры и относительной влажности,
размещенных в агрегатах 5. Для получения достоверной информации о параметрах
воздуха в ТПК система ТВР имеет постоянно работающий режим «Вентиляция». Кроме
автоматического режима работы система ТВР имеет ручной режим, когда с местного
пульта (на чертеже не показано) можно включить любое оборудование. Контроль
параметров воздуха при этом осуществляется визуально по приборам. Этот режим
предусмотрен как аварийный, а также для проверки оборудования при регламентных
работах.
На
месте развертывания пусковой системы после вертикализации качающейся части 3
ТПК 4 посредством соответствующей каретки (на чертеже не показано) перемещается
вниз до контакта его стартовой опоры с грунтовой поверхностью. При
осуществлении старта ракеты задействуется устройство ее выброса из ТПК, в
результате чего разрушаются срезные элементы, удерживающие ракету в контейнере,
и она покидает пределы ТПК. Действующая при этом реактивная сила передается на
поверхность стартовой площадки, причем в случае старта с грунта с малой несущей
способностью возможно частичное заглубление стартовой опоры корпуса ТПК в
грунт. При этом во всех случаях работа системы ТВР обеспечивается благодаря
гибким участкам «a» и «b» напорного и отводного воздуховодов, позволяющим компенсировать
ограниченное продольное перемещение ТПК относительно качающейся части с
проложенными по ней воздуховодами. Кроме того, благодаря наличию гибких
участков воздуховодов обеспечивается приспособляемость мобильной пусковой
системы к различным ТПК.
При
старте ракеты отсечные клапана 10 перекрывают напорный и отводной воздуховоды
6, 7, тем самым защищая их от воздействия газов при выбросе ракеты из ТПК.
Таким образом, отсечные клапана 10 препятствуют повышению давления в
оборудовании системы ТВР и выводу его из строя, обеспечивая тем самым
многократное использование системы ТВР (по существу обеспечивается повышение
надежности).
После
перевода мобильной пусковой системы в исходное положение перед разгрузкой
пусковой системы гибкие концевые участки «a» и «b» воздуховодов отсоединяют от
отсечных клапанов 10. Осуществляют перегрузку ТПК. Отсечные клапана 10
отсоединяют от элементов 11, 12 ТПК и устанавливают в фиксированном положении
на шасси транспортного средства 1. Свободные концы воздуховодов 6 и 7 с помощью
кронштейнов 13 фиксируют относительно качающейся части 3.
Таким
образом, благодаря особенности исполнения мобильной пусковой системы для
транспортирования и пуска ракет из транспортно-пусковых контейнеров полезная
модель обеспечивает возможность обеспечения и/или поддержания во внутреннем
объеме ТПК заданного ТВР в течение всего периода нахождения ТПК на пусковой
установке при любом положении качающейся части с ТПК. Вместе с этим
обеспечивается возможность многократного использования системы ТВР и приспособляемость
пусковой системы к различным ТПК. Все это, в конечном счете, позволяет повысить
эксплуатационные характеристики мобильной пусковой системы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий