Рубрики

четверг, 16 мая 2019 г.

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТРАНСМИССИИ ДЛЯ БОЕВЫХ БРОНИРОВАННЫХ МАШИН ФРАНЦИИ



Жерар  Тюрбе

Отставание французов в области трансмиссий для средних и тя­желых бронированных машин в ближайшее время будет ликвидировано. Началом ликвидации этого отставания послужили работы, выполненные специалистами в 70-80-х годах. Первым этапом этих работ являлось  усовершенствование танка АМХ-30В путем применения коробки передач ЕNС 200. Следующим этапом, сохраняемым в тайне, - исследования и разработка трансмиссии ÅSÌ 500 для будущего французского тан­ка "Леклерк".



В настоящее время имеется возможность сопоставления состоя­ния раз работок по трансмиссиям с другими странами. Коробка передач ЕNС 200 предлагается также для оснащения (модернизации) совет­ских и китайских танков марки Т, в то же время продолжается обсуж­дение вопроса о применении трансмиссии ESM 500 для проектов новых танков, особенно в странах Азии, а также возможный вариант испытания этой трансмиссии на американском танке М-1 "Абрамс".
История создания трансмиссии ESM 500 простая. В мае 1980 г. фирма Valeo Group   предложила фирме Societe d'Etude Same-Minerva использовать свои разработки и достижения в области трансмиссий, в результате чего была образована группа Seoiete d'Equlpement, Systemes et Mecanismes (SESM), которая заключила контракт на разработку и изготовление 14 коробок передач ESM 500: 12 коробок передач для танка АМХ "Леклерк" и 2 - для танка АМХ 40. Затем в 1985 году было заключено соглашение (договор)   с Управлением вооружения и боевой  техники СВ (DАТ). Этим соглашением определялось, что SESM будет оставаться руководителем проекта разработки трансмиссии и держателем всех акций, в это время госу­дарственная фирма GIAT будет действовать как главный субподрядчик на основные части работы. Картера будут изготовляться фирмой ATS (г. Тарб), механические части - фирмой ARE (г.Роанн) и электроника - фирмой ATE (г. Тулуза). В соответствии с договором SESM будет также ответственным за сборку трети всех коробок передач ЕNС 200, продаваемых за границу для модернизации танков АМХ 30.


Трансмиссия  ESM 500

В танке "Леклерк" мощность двигателя используется на четыре основных потребителя: обеспечение силы тяги, управление дви­жением, торможение и работу вентиляторов системы охлаждения. Что­бы выполнить эти требования трансмиссия изготовляется из серии мо­дулей, которые удобно компонуются, доступны при обслуживании и ре­монте. Модули размещаются в картере из алюминиевого или магниево­го сплава, который может также использоваться как резервуар для масла. В картере размещается двойной микропроцессор управляющего компьютера и тормозная, система, в которой тормоз крепится болтами к ведущей шестерне бортового редуктора.
Гидротрансформатор является стандартным массовым изделием. Он передает вращение от двигателя к коробке передач, которая состоит только из двух планетарных рядов. В танке "Леклерк" эта сборка обес­печивает пять передач переднего хода, включая замедленную, и две передачи заднего хода, с передаточным отношением между двигателем трансмиссией от 0,11 до 0,84.
Гидрообъемный механизм поворота состоит из регулируемого одинарного насоса переменной производительности и установленного в один картер с ним нерегулируемого гидромотора. Этот высокопроизводительный привод имеет рабочий объем 265 см3, он может потреблять мощность 735 кВт от теплового двигателя. Трансмиссия ESM 500 управляется  гидравлическим   механизмом,   обеспечивающим очень малое время срабатывания, что позволяет быстро реаги­ровать на любой скорости на управление машиной в движении.


Рис. 1. Группа SESM производит трансмиссию ESM 500 для танка "Леклерк". К концу 1991 года будет изготовлено 1400 транс­миссии этого типа для французской армии. Трансмиссия  ЕSМ 500 имеет очень удачную плотную компоновку. Она состоит из планетар­ной коробки передач, гидротрансформатора, гидрообъемного механиз­ма поворота, гидродинамических тормозов (ретардеров), двух сум­мирующих планетарных рядов механизма поворота, регулируемого при­вода вентилятора водомаслообменника, циркуляция в котором обеспе­чивается за счет насосов производительностью 600 л/мин.

Трансмиссия ESM 500 без тормозов имеет массу 1850 кг, га­бариты (высота х, ширина х длина) 0,670х1,562х1,030м.
Гидравлический тормоз (ретардер) расположен на внешней стороне коробки передач, соединен с выходными шестернями бортовой пе­редачи. Он состоит из одноступенчатого прерывателя потока мощнос­ти и обеспечивает танку эффективное торможение при движении  со скоростью от 70 до 35 км/ч, замедление при торможении ретардером достигается 5 м/с2.
Экстренное торможение осуществляется двойным приводом: ретардером остановочными тормозами, которые предназначены для удержания танка на стоянке, но могут быть эффективно использованы и при торможении танка. Тормозные колодки, изготовленные фирмой SЕР из углеродистого волокнистого материала, имеют очень высокую прочность износостойкость (при крутящем моменте 30000 Нм) и практически веч­ны, охлаждение только воздушное.

Рис. 2. Усовершенствованная силовая установка танка "Леклерк". Компоновка моторно-трансмиссионного отделения танка "Леклерк" явля­ется очень плотной, основанная на применении двигателя V8Х-1500 фирмы Uni Diesel и трансмиссии ESM 500 объединения SESM, что позволило уменьшить объем МТО более чем на 30%: 1 - выпускной коллектор; 2 - воздухоочиститель; 3 - радиатор; 4 - масляный бак; З - трансмиссия; 6 - турбонагнетатель; 7 – двигатель

   Вентиляторы, которые потребляют мощность 150 кВт, занимают меньший объем, чем вентиляторы, приводимые в действие гидромуфтами, они приводятся в действие однодисковым фрикционом диаметром 146 мм с диском трения из углеродистого волокнистого материала. Управляющий компьютер создан на двух микропроцессорах. Один обеспечивает механика-водителя внешними информационными данными, другой управляет основными режимами согласования работы двигателя и трансмиссии, реализуя управляющие действия механика-водителя в выбранную скорость движения танка. Количество операций, выполняемых микропроцессорами в ходе движения, составляет 30 и 50 соответственно.


Перспективные  проекты

В кооперации с несколькими другими французскими промышленным ми предприятиями объединение SESM выполняет серии долгосрочных программ исследований  и изысканий. Их перспективные разработки в области силовых блоков изготовляться не будут до 2000 года.
С компанией Poclain Hydraulics они работают над быстродействующими управляемыми гидростатическими приводами. Эти технические решения будущего,  подтвержденные предварительными исследованиями и экспериментами, уже завершены.
Они позволяют все преимущества двигателя в диапазоне между  максимальным крутящим моментом и максимальной мощностью.
Подготовительные исследования, проводимые объединенными усилиями с фирмой Turbomeca, направлены на создание и производство газовой турбины с коробкой передач. Эта установка способная развивать мощность (1000 л.с.) может быть установлена на будущих боевых машинах пехоты.
Перспективные разработки выдерживают как всегда, жесткую кон­куренцию со стороны  разработок электромеханических передач, в гидравлических системах которых применяется электроника.
Объединенная силовая установка

Для того чтобы выполнить требования НАТО к боевым машинам 2000 года, объединение SESM  и фирма UNI Diesel раз­рабатывают полностью объединенную силовую установку.
Цель этой новой установки соединение дизельного двигателя Y8X-I500 T9 фирмы Uni Diesel мощностью 1100 кВт, который уже широко известен своей компактностью, о трансмиссией  ЕSМ 500, чтобы уменьшить общий объем МТО на З0%. Это будет достигнуто за счет более совершенной компоновки различных систем и объединения функций: воздухоочистки, охлаждения и т.д., а также путем замены традиционного продольного расположения двигателя в машине на поперечное.
Для соединения двух главных частей трансмиссии - коробки пере­дач и механизма поворота группа SESM предлагает использовать два типа трансмиссий: модифицированную традиционную трансмиссию ESM 500 и полнопоточную гидростатическую трансмиссию (THSIDP).
Во-первых, суммирующие планетарные ряды будут установлены по каждому борту машины, чтобы оставить место для ведущего вала короб­ки передач, расположенного между ними. Одновременно с тормозами с накладками из углеродистого волокнистого материала будет установлен гидродинамический ретардер. Такое усовершенствование дает возмож­ность объединения ретардера и фрикционного тормоза в единую систему торможения.

   Рис. З.  Кинематическая схема дифференциальной полнопоточной гидростатической трансмиссии (THSIDP). С полностью работающей гидравликой (вид 1); совместная работа механического и гидроста­тического приводов (вид 2): 1 - мощность двигателя; 2 - левый на­сос, 3 - правый насос; 4 - левый мотор; 5 - правый мотор; 6 - ле­вая выходная мощность трансмиссии; 7 - правая выходная мощность трансмиссии.
В – торможение
С - сцепление включено.

Передаточные отношения трансмиссии танка "Леклерк"

Направление движения
Передача
Передаточное число

Замедленная
9,04

1- ая
5,36
Вперед
2- ая
3,40

3- ая
1,88

4- ая
1,19
Назад
1- ая
6,43

2- ая
2,26

Во-вторых, сдвоенная трансмиссия THSIDP, состоящая из двух ги­дростатических передач (одна слева, другая справа) и механической передачи, выходная мощность которых суммируется на выходных валах планетарных рядов, обеспечивает возможность бесступенчатого изменения скорости  движения  при постоянном передаточном отношении в коробке передач и как следствие наиболее экономичный режим работы теплово­го двигателя. Проект трансмиссии на мощность 300 кВт находится на испытаниях в течение пяти лет. Другая трансмиссия на мощность 600 кВт разрабатывается.


ГРУППА  SESM ЧЛЕН фирмы VALEO

Ряд трансмиссий на мощность от 200 до 1200 кВт удовлетворяют все современные требования:

Полностью автоматический контроль или ручное управление с предохранительными устройствами.
Переключение передач сервомеханизмами.
Очень мощный гидростатический механизм поворота.
Исключение центровки агрегатов.
Бесступенчатый радиус поворота.
Обеспечение движения назад.

Очень высокоэффективная тормозная система для основного боевого танка, включающая:

Двойной дисковый тормоз с накладками из углеродистого волокнистого материала исключительно стойкого к высокой температуре и износу.
Два независимых привода управления тормозами, действующие на гидравлический ретардер и остановочный тормоз с прерыванием потока мощности.
Компактная гидравлическая система управления тормозами, включающая гидронасос и мотор, в едином блоке.

Gerard Turbe
Future French transmissions for AFVs
International Defense Review, 1988, No5. 






Комментариев нет:

Отправить комментарий

Follow by Email