Б. А. Абрамов, И. А. Потапов,
А. С. Стамбровский, Е. Н. Шарапов
ВБТТ. 1984. №3.
Ходовая часть
танка весьма уязвима при взрыве фугасных мин. Испытания танка Т-80 показали
[1], что мина с массой ВВ 7 кг
может разрушить 5-7 траков, 2-3 опорных катка, 2 узла крепления подвески, один
или два гидроамортизатора. В некоторых случаях повреждается поддерживающий
каток и его кронштейн. При разрушении узла крепления подвески (рис. 1)
происходит вырыв оси балансира из корпуса (рис. 2). Ось балансира 2
устанавливается в отверстие кронштейна корпуса 1 на широкоходовой посадке и
закрепляется приваренной к кронштейну гайкой 3.
Конструкция
этого узла значительно облегчена по сравнению с болтовым креплением зарубежных
танков и отечественного танка Т-72. Однако взрыв мины вырывает ось балансира из
своего гнезда, при этом разрушается поверхность посадочного отверстия
кронштейна и резьба гайки. После такого повреждения необходимо демонтировать
внутреннее оборудование танка на ремонтном заводе [2, 3]. Остальные
повреждения могут ликвидироваться средствами войскового ремонта в полевых условиях.
Рассмотрим конструкцию
болтового соединения подвески с корпусом танка Т-80. Ось 2 состоит из головки с
буртом и стержня с 70-мм участком резьбы M110×3. Стягиваемая болтом и гайкой
часть ввариваемого в корпус кронштейна состоит из борта редана (25 мм ) и цилиндра с толщиной стенки
15 мм .
Опытные взрывы
мин под гусеницей танка показали, что прочность тела оси значительно выше
прочности резьбового соединения; характер разрушения резьбы свидетельствовал о
неравномерности ее нагружения.
Рис. 1. Общий вид
ходовой части серийного танка Т-80 после подрыва на 10-кг фугасной мине: а, б -
до и после усовершенствования узла крепления подвески
Из теории
болтовых соединений [4 5, 6] следует, что одним из основных параметров,
характеризующих степень их нагруженности, является коэффициент χ основной
нагрузки, равный отношению коэффициента λд податливости стягиваемых деталей к
сумме λд и коэффициента податливости элементов системы болта. Предварительный
расчет показывает, что коэффициенты податливости кронштейна и болта у танка
Т-80 примерно равны, т. е. χ = 0,5, что значительно больше рекомендуемого
значения: 0,2-0,3 [5, 6].
Рис. 2. Узел
крепления подвески к борту танка Т-80:
1 - кронштейн; 2 - ось; 3 - гайка;
а - резьба M110×3 серийного узла; в - резьба Уп 110×5×45° опытного узла
Для уменьшения
χ [4, 5, 6] желательно одновременное изменение коэффициентов податливости
болта и стягиваемых деталей. Это можно достигнуть за счет уменьшения посадочного
диаметра оси до размера резьбовой части. Таким образом можно увеличить
продольную податливость оси с одновременным повышением жесткости кронштейна.
Однако изменение размеров деталей связано с необходимостью перестройки
серийного производства. Был избран другой путь: увеличение внутреннего диаметра
отверстия оси и перенос технологических шлицов на участок резьбовой части. В
этом случае при повышении податливости оси жесткость кронштейна остается
неизменной.
Осуществление
указанных мероприятий позволяет значительно уменьшить долю внешних нагрузок,
воспринимаемую соединением, и увеличить предельную работу соединения при
ударах. Таким путем удается повысить стойкость соединения к воздействию
факторов взрыва примерно в 1,5 раза [7, 8], а также увеличить уровень
напряжений и обеспечить стабильность предварительной затяжки оси в
эксплуатации. Конструктивное изменение не увеличивает размеров узла и несколько
уменьшает его массу. Попутно повышается упругость оси, снижаются напряжения
изгиба, а максимум напряжений перемещается в менее опасную зону. Кроме того,
уменьшается вероятность развальцовки отверстия кронштейна.
Дальнейшее
повышение осевой податливости деталей системы болта может быть осуществлено за
счет изменения податливости резьбы в пределах соединения, что способствует
более равномерному распределению нагрузки по виткам. Для короткого болта эта
добавка является весьма существенной [4, 6]. Податливость резьбы определяется
величиной осевого перемещения в соединении за счет изгиба витков и радиальных деформаций
гайки («распирание» гайки) и болта, возникающих в результате действия сил,
нормальных к оси. Однако, с другой стороны, «распирание» гайки приводит к
уменьшению перекрытия витков, особенно для соединений с мелкой резьбой, что
способствует возникновению «цепного» среза и сползанию гайки с болта [1, 4].
В этих
условиях более рациональным является повышение прочности резьбы и устранение
причин, приводящих к «распиранию» гайки. Упрочнение резьбы возможно за счет
перехода на более крупный шаг. При этом увеличиваются перекрытие витков и
радиус закругления, что снижает концентрацию напряжений, влияние поперечных деформаций
оси и гайки, а также улучшает распределение нагрузки [7] между витками
нарезанной части болта, но более крупный шаг ослабляет ось соединения.
Дополнительным
резервом повышения прочности соединения является увеличение предварительной
затяжки. Напряжение затяжки у танка Т-80 составляет всего 0,1-0,2 от
напряжения текучести материала при рекомендуемых значениях 0,5-0,6 [4, 9]. Причина
заключается в большой осевой жесткости оси, при этом возникают значительные
моменты затяжки, появляются задиры по бурту или резьбе. Повышение осевой
податливости оси и резьбы позволяет увеличить уровень напряжений
предварительной затяжки, что увеличивает усталостную прочность соединения.
Следует отметить, что все
рассматриваемые мероприятия по повышению ударной стойкости узла в основном
совпадают с рекомендациями, направленными на повышение циклической стойкости
узла в эксплуатационных условиях.
В опытный узел
танка Т-80 были внедрены следующие усовершенствования (см. рис. 2):
1. внутренний диаметр оси
увеличен с 70 до 85 мм ;
2. технологические шлицы
перенесены на участок с резьбой;
3. шаг резьбы увеличен с 3 до 5 мм ; метрическая резьба М110×3
заменена усиленной Уп110×5×45°. Проверка усовершенствований проводилась фугасной
миной массой ВВ 10 кг .
В результате испытаний установлено, что опытные узлы крепления всех подвесок,
находившихся в зоне взрыва, повреждений не имели (см. рис. 1,6) и были демонтированы
после опытов для дефектации. На танк установлены новые оси, собрана ходовая
часть в полевых условиях.
Вывод
Предлагаемые
усовершенствования конструкции узла крепления подвески танка Т-80 повышают его
противоминную стойкость и обеспечивают возможность его восстановления в
полевых условиях после подрыва на фугасных минах с массой ВВ до 10 кг .
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Абрамов Б. А., Зинькович П. А., Потапов И. А. и др. Противоминная стойкость и восстанавливаемость ходовой части танка. — Вопросы оборонной техники, 1981. Сер. XX, вып. 96.
- Глухов Г. К., Кочегаров П. П. Особенности ремонта подорванных на минах танков. — Вестник бронетанковой техники, 1980, № 6.
- Соболев Е. Г. Восстанавливаемость танков при боевых повреждениях. — Там же, 1981, № 3.
- Биргер И. А. Расчет разьбовых соединений. — М.: Оборонгиз, 1959. — 252 с
- Биргер И. А., Иосилевич Г. Б. Резьбовые соединения. М.: Машиностроение, 1973. — 256 с.
- Биргер И. А. и др. Расчет на прочность деталей машин/Справочник. — М.: Машиностроение, 1979.— 702 с.
- Якушев А. И. Влияние технологии изготовления и основных параметров резьбы на прочность резьбовых соединений. М.: Оборонгиз, 1956. — 191 с.
- Хейвуд Р. Б. Проектирование с учетом усталости. — М.: Машиностроение, 1969. — 504 с.
- Иосилевич Г. Б., Шарловский Ю. В. Затяжка и стопоре- ние резьбовых соединений. — М.: Машиностроение. 1971. 183 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий