26.05.72. Доклад Главного
конструктора ХКБМ А.А. Морозова по танку Т-74:
- Представляемый материал является инициативной
работой Харьковского КБ при «Заводе имени Малышева». ТТЗ на работы по «Теме
101» нам не выдавалось. Представляемый материал является техническим предложением,
отображающим наше видение перспективного танка. Он не претендует на отработку
конструкции в объеме эскизного или технического проектов. Главной целью и
направлением нашей работы является резкое повышение всех показателей танка,
характеризующих не только его боевые, но и эксплуатационные и производственные
качества по сравнению с танком Т-64А, а также перспективными зарубежными
образцами «ХМ-803», «Кайлер».
В соответствии с общей идеологией «Темы 101», в
основу решения были положены «Главные направления», которые нашли свое
отражение в представляемых материалах и заключаются в:
-
сохранении габаритов и веса танка в пределах Т-64А2М
(вес не более 40 тонн);
-
более плотной компоновки;
-
улучшении условий работы экипажа (обитаемость);
-
простоте конструкции, эксплуатации и производства;
-
снижении затрат на изготовление и эксплуатацию;
-
обеспечении высоких защитных свойств;
-
повышении боеготовности в любых условиях (запуск,
хранение боекомплекта, аккумуляторы);
-
дублировании работы экипажа;
-
обеспечении автономности при длительных маршах в любых
боевых и климатических условиях.
Весь наш
положительный опыт и знания были применены в этом проекте. Проведенный нами
анализ последних работ ведущих КБ отрасли, а также доступные материалы
зарубежных проработок показывают, что при сохранении существующей «классической
схемы» танка всякое дальнейшее повышение его тактико-технических качеств
невозможно без значительного, резкого увеличения его габаритов, веса, стоимости
изготовления и эксплуатации, далеко не пропорционально полученным улучшениям
его ТТХ. Примером этому может служить МВТ-70, «Чифтен» и «Кайлер», вес которые
превысил 50 тонн, при весьма умеренном повышении ТТХ. Явно ухудшились при этом
вопросы массовости, стоимости, возросла сложность производства и эксплуатации,
ухудшились условия обитаемости экипажа и многие другие показатели. В какой-то
степени, не без этого греха и проекты моих «собратьев по оружию» из ЛКЗ и ЧТЗ,
которые незначительное повышение ТТХ перспективных образцов покупают, на мой
взгляд, непомерно высокой ценой конструкции, изготовления и эксплуатации.
Все эти обстоятельства
заставили нас решительно отказаться от «классической схемы» танка и искать
другие, более совершенные компоновки, позволяющие в пределах существующего веса
и габаритов танка Т-64А2М получить возможность резкого повышения не отдельных,
а всех показателей ТТХ нового среднего танка. Одновременно с этим, выдвигаются
новые требования, которые до этого никогда не находили применения на танках и
даже не рассматривались в ТТЗ на перспективный танк.
Одним из главных, на наш
взгляд, недостатков существующей «классической схемы» танка, в основном
создающий все препятствия к дальнейшему повышению его тактико-технических
свойств, является несовершенство компоновки его боевого отделения. Оно
напоминает очень тесную однокомнатную квартиру или солдатский вещевой мешок, в
котором экипаж зажат оружием, баками, боекомплектом, различными механизмами,
тягами, проводами и другими многочисленными устройствами и деталями, некоторые
из которых транзитом проходят в МТО. Кроме того, все это двигается, вращается,
дымит, является источником шума и травм, представляет взрыво и пожароопасность,
создает разобщенность экипажа, затрудняет эвакуацию его из танка, не
обеспечивает элементарные условия для работы, обитаемости и многое другое.
В представляемой
компоновке, так называемое, боевое отделение танка подвергнуто в первую очередь
коренному изменению, путем разделения его на отдельные изолированные друг от
друга, самостоятельные отсеки: топлива, боекомплекта, вооружения, отделения
экипажа и МТО.
Таким образом, если
компоновка современного танка «классической схемы» по сути дела танк на два
отдельных отсека: МТО и боевое отделение, то представляемая компоновочная схема
предусматривает уже 5 герметичных отсеков: МТО, отсек боекомплекта, отделение
экипажа, топливное отделение, вооружение.
Такое изолированное
размещение внутри танка: экипажа, боекомплекта, топлива и вооружения позволило
коренным образом улучшить и по-новому решить условия обитаемости экипажа.
Одновременно с этим увеличился возимые боекомплект, запас топлива, повысилось
вооружение, за счет установки дополнительной автоматической пушки калибра 30 мм и второго спаренного
пулемета калибра 7,62 мм. Все это, практически, удалось решить без
увеличения внутренних объемов и габаритов танка. Наоборот, лобовой силуэт и
внутренний объем нового танка даже несколько уменьшился по сравнению с Т-64А
(Т-64А – 5,55 м2, - 10,3 м3 , Т-74 – 5,26 м2 на 5%, -
9,5 м3
на 7,5%).
В основе предлагаемой новой
компоновки главным и решающим узлом танка, конечно, является – вынесенное
вооружение. Оно само по себе не ново, в какой-то степени является
разновидностью авиационных и ракетных установок, работающих без
непосредственного контакта с оператором. Для танковых условий вынесенное
вооружение применяется впервые и, естественно, потребует большой работы и
совместного решения многих технических вопросов с разработчиками пушек,
оптиками, стабилизаторщиками, броневиками, электриками и другими специалистами.
Решим эту задачу – будет
хороший танк, не решим – никакого танка не будет. В свое время, при создании
Т-64, да и не только Т-64, тоже были подобные «проблемы»: 5ТДФ, КП, МЗ,
стабилизатор, сухой воздухоочиститель, эжекционная система охлаждения, ходовая
часть и другое.
Позвольте теперь осветить
непосредственные предварительные результаты, которые представляются в настоящих
материалах.
Прошу Вас еще раз учесть,
что настоящие материалы, по степеням их отработки, представляют собою только
«техническое предложение» и, конечно, очень далеки до уровня даже эскизного
проекта, поэтому, я буду лишен возможности детально их осветить, а тем более
ответить на все вопросы, которые могут интересовать слушателей.
Как было отмечено раннее,
главной задачей нашей работы являлось резкое улучшение всех показателей танка
по сравнению со всеми известными нам существующими и перспективными образцами,
а также ТТТ, заданными на перспективный танк.
Улучшение танка в одинаковой мере касалось боевых,
эксплуатационных и производственных показателей. Все они тесно связаны друг с
другом и только их сумма определяет конечную практическую ценность нового
оружия. Поэтому, при разработке НСТ Т-74 наряду с основными задачами, решались
и другие вопросы, обеспечивающие высокое качество машины в целом.
К числу этих
вопросов относятся:
1. Простота конструкции при
минимальном количестве деталей. Уменьшается число деталей на 1300 штук, изготовление которых требует
3500 нормочасов, что составляет 22 % от временных затрат на всю машину.
2. Уменьшение веса и габаритов
узлов и деталей (~ 4980 кг ).
3. Ничего лишнего, не
работающего в машине, не иметь «нужных ненужностей».
4. Унификация, экономия,
упрощение всего и во всем.
5. Максимальная плотность
компоновки (топливо, МТО, башня).
Достигнуто значительное
улучшение условий работы экипажа и обитаемости в любых регионах эксплуатации
машины. В конструкцию танка заложены повышенные требования по надежности,
ресурсу, автономности, дублированию функций экипажа, готовности к бою, запаса
боевой деятельности по горючему, боекомплекту, пищи, отдыху, обслуживанию и
т.д. Обеспечивается возможность длительного хранения танка вместе с возимым
боекомплектом и запасом топлива в любых климатических условиях, что снижает
эксплуатационные расходы и трудозатраты на обслуживание.
Новая техника перспективна, если она дает новые
качества, удешевляет изготовление и эксплуатацию, а не влечет за собою только
новые дефекты, трудности и повышенную стоимость.
Начну с боевых качеств.
1.
Основные ТТХ, в сравнении с другими образцами,
представлены на таблице.
Сравнительная
оценка ТТХ танков Т-64А, Т-64БМ и Т-74,
составленная
лично А.А. Морозовым
2. Экипаж предельно опущен вниз. Обеспечено
дублирование функции экипажа и смена мест членами экипажа. Для улучшения
условий работы экипажа из его секции убрали: оружие, боекомплект, МЗ, конвейер,
вращающийся пол, погон башни, топливные баки и трубопроводы, ФВУ,
аккумуляторы, подогреватель и котел
подогрева, баллоны ППО и воздушного запуска, термодатчики и трубопроводы,
вентилятор боевого отделения, транзитные тяги, трубопроводы, электропроводку и
прочее. Секция опрятная и самая большая. Это позволяет обеспечить отдых членов
экипажа в машине на полу на надувном матраце. Имеется столик для работы с
картой, можно подогреть пищу, воду, обогреть секцию. Удобное расположение
приборов управления и контроля машиною и огнем (спереди и по бокам). Экипаж
предельно защищен от шума. Возможность внутренней связи экипажа без ТПУ,
работаем над рацией в шлеме. Все приборы и аппаратура ЭРО герметически защищены
от воды и пыли.
3. Вынесенное вооружение
позволило повысить линию огня, уменьшить «утыкание» пушки (было 220
стало 320), в МЗ можно одновременно разместить унитарные и
раздельные боекомплекты, без ограничений по их длине, и ракеты. Площадь пола боевого отделения составляет
более 3,0 м2
. Обеспечивается стабилизация наводчика вместе с пушкой. Изоляция членов
экипажа от оружия и боекомплекта предохраняет его от загазованности, отката и
качания казенника, выброса гильз, догорания гильз после выстрела, обратного
пламени, опасности затяжного выстрела, повреждения и загрязнения боекомплекта.
4. Топливо, как и
боекомплект, полностью изолировано и может храниться в машине постоянно. Это
позволяет сократить время на заправку горючим и обеспечить нагрев топлива зимой
и обогрев боевого отделения за счет
подпорной системы охлаждения
двигателя (+100= 15 000 кал)
5. МТО составляет 1/5 длины корпуса
(было 1430 мм
– стало 1130мм). Оно самое малое, снаружи нет ничего. Уменьшена длина всех
трасс тяг, трубопроводов, проводов в МТО.
6. Сохраняется преемственность
Т-74 и Т-64А по МТО, ходовой части и МЗ.
7. В конструкции широко
применяется алюминий: крыши боевого отделения и МТО, перегородки, внутреннее
оборудование, в/о, масляной бак, МЗ, наружные баки и ящики укладки.
8. В танке используются
железо-никелиевые аккумуляторы, которые герметичны, имеют большой ресурс и не
требуют обогрева.
9. Конструкторская документация
позволит ведение поузловой сборки.
10.
Шасси танка Т-74 может быть использовано в качестве
базы для самоходок, огнеметных и инженерных машин, ракетной, зенитной и другой
техники.
В обсуждении принимали участие:
Потемкин Э.К. (ВНИИ-100):
- Предлагаемая компоновка танка несомненно
представляет интерес и мы все ее поддерживаем. Она перспективна, но вызывает
ряд серьезных вопросов: размеры погона для башни вынесенного вооружения
маловаты, круговой обзор для членов экипажа
затруднен, необходимо разрабатывать новую систему управления огнем и
ручной привод к МЗ. Морозов вложил в проект все, что мог и ему надо помогать.
Здесь есть за что бороться.
Петров Ф.Ф.:
– Поддерживаю харьковский
проект перспективного танка. С удовольствием
буду работать по его реализации.
Голинец Л.Л.:
– Мы сотрудничаем с ХКБМ уже
давно. В настоящее время работаем над двигателем 6ТД. Ожидаемая мощность около 900 л .с.
Ветошкин:
– Материал представляет
очень и очень большой интерес. Надо дать этому проекту «зеленую» улицу.
Конечно, не все ясно, но идеи хорошие и над ними стоит поработать…Вес 38,6 тонн
будет трудно обеспечить, ломать ходовую часть нельзя, надо по ходовой части
принять коренное мероприятие. Мощности двигателя 900 .. 950 л .с. может не хватить,
скорее всего, потребуется большая мощность.
Ежов:
– Мы можем удлинить ствол.
Заклинка погона реальна. Это лишит машину огня. Можно использовать материал и
опыт моряков.
Пугачев Л.И.:
– Нам нравится проект Т-74.
Двигатель может быть мощностью более 1000 л .с. Надо по
двигателю шире сделать размах по его характеристикам
Филимонов по всему поддержал нас. Отметил, что
стабилизация наводчика нужна и для «Кобры». Численность Харьковского КБ незначительна и для реализации
проекта Морозову надо помочь людьми.
Ларин сказал, что защита и
броня представляют интерес. Все предельно просто. Они поддерживают данную
конструкцию. Лоб, днище, перегородки и прочее сделано разумно.
Онищенко:
– Компоновка очень «гибкая»
по вооружению и это очень важное качество. Харьковский проект отстал от ЛКЗ и
ЧТЗ по времени начала работ. Надо ускорить его выполнение. Целесообразно
использовать уже готовые наработки, сделанные
для Попова.
Волгушев:
– Это больше, чем
предложение. Защита сделана грамотно. Главное - дистанционное управление огнем.
Обзора решений пока нет. Увеличивать мощность двигателя пока не следует. Это
вредно.
Якунин:
–
Вчера было грустно слушать проекты. Харьков представил идеальную компоновку
машины. Отсеки - это гениально. Надо все
приводить к минимальным габаритам. Ходовую часть следует пересмотреть. На старой далеко не уедешь.
Щеголев:
– Проект производит хорошее
впечатление и вызывает желание работать. Я вижу возможность решения некоторых
поднятых здесь вопросов. Мне нравится
угол поворота пушки по вертикале от –10 до +12 градусов. Чрезвычайно
интересное предложение стабилизации наводчика вместе с пушкой. Возмущение пушки
надо исследовать.
Макаренко:
– Предложение заманчивое и
надо над ним работать. Проблем много, но
они решаемые. Ходовую часть надо оставить старую, а не добавлять 2 тонны. Надо
существующую ходовую часть доводить.
Гудзенко:
– Нам, оптикам, есть чем
здесь заниматься, но будут трудности. Компоновка удачная. Все технологично, просто и конструктивно.
Моров:
- Проект самый лучший из
всех рассмотренных на НТС. Схема шасси для инженерных машин самая хорошая. Я за
этот проект.
Шкурко:
– Я тоже за этот проект.
Жаль, что опаздываем. Мы все зря гоняемся за мощностью двигателя. Танк Т-74
открывает большие возможности как базовое
шасси для семейства военно-гусеничных машин. Освоить такую машину удастся
быстро. Она технологичная, а секционность конструкции открывает хорошие
возможности в производстве, но есть проблемные вопросы. Эскизный проект сделать
в этом году. Это будет большой победой Родины и нашей армии. Надо отказаться от
большой модернизации танка Т-64А.
Ходовая часть покажет себя
после испытаний, но обрезиненная гусеница будет работать лучше. Надо бороться с
вибрациями в ходовой части.
Работайте пока, как оно есть,
но проработайте новую ходовую часть и установку ГТД.
Большую модернизацию
прекратить, а заняться Т-74 и в этом
смысл нашей жизни.
Морозов опередит Попова и его проект заслуживает поощрения.
Надо поблагодарить коллектив
Харьковского КБ за его инициативную работу. Это
большая заслуга. Сроки не навязываю, но прошу работу ускорить.
26.05.72. Рассмотрение проекта танка
Т-74 прошло очень хорошо при сплошном одобрении всех присутствующих. Никто, ни
одним словом не сказал ничего против и никто не высказал никакого сомнения в
реальности и эффективности проекта.
Министр очень тепло принял
нашу работу и оценил ее выше всех до
этого представленных.
Шкурко и все поздравляли
меня с большим успехом и выражали готовность к совместной работе.
На НТС, при рассмотрении
проекта Т-74, присутствовали работники КБ Омельянович, Папков и Степанов. Они
были очень довольны оценкой проделанной работы. Теперь все силы на эскизный проект и изготовление макета. Надо
догонять ЛКЗ!
В общем, мы крепко
подправили положение ХКБМ и завода. Теперь дело за нами. Теперь все подкрепить
делом. 15.06. ожидается рассмотрение
проекта НТС Т-74 у Министра обороны т. Гречко А.А..
Что надо сделать?
1. Срочно дать наши
предложения 7 ГУ в приказ по МОП.
2. Составить график работ по
эскизному проекту и макету.
3. Штат КБ увеличить на 200
человек.
4. Привлечь Калугина.
5. Снять с меня вопросы
серийного производства.
6. Назначить ведущего по
проекту. Кого?
7. Комнату Омельяновича сделать
«закрытой» по Т-74.
8. Предусмотреть и согласовать
мероприятия по обеспечению режима секретности.
9. Наметить объем НИР и ОКР.
10. Связаться со смежниками и определить их планы работ.
11. Сделать макет и эскизный
проект в этом году.
12. Привлечь технологов. Это
ускорит работы.
13. Организовать работу вечером
и круглые сутки.
14. Общее руководство по Т-74
взять на себя.
15. Разработка стендов для цеха
190.
16. Включить фотооборудование в
проект приказа по Т-74.
17. Установить персональные
оклады ведущим конструкторам.
18. Выплатить премии участникам
«технического предложения».
19. Надо делать стенды и макеты
узлов для проверки их работы.
20. Доделать плакаты (в масштабе
1:2), план и поперечные разрезы, показать процесс заряжания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий