Цельноштампованная деталь «Крыша» сварно-катанной башни
танка Т-80УД в цехе 24 ОАО «Азовобщемаш».
В цехах фирмы «Азов», ранее не
участвующей в производстве бронедеталей, после соответствующей организационной
и технической подготовки, удалось освоить технологию механической обработки
крупногабаритных деталей, в том числе наиболее сложных штампованных бортов.
Успешному освоению технологии
механической обработки бронедеталей в цехах способствовали творческие,
инициативные действия специалистов ОГТ ГСКТИ во главе с главным технологом Я. С.
Фроловым, руководителей цехов В. А. Тихомирова, В. В. Литвиненко, Н. И. Деева,
Н. С. Минайлова и других.
Самой трудноразрешимой проблемой
длительное время оставалось изготовление крыши башни: из-за отсутствия штампа
ее изготавливали сварной из четырнадцати плоских деталей сложной конфигурации.
Такая технология, естественно, не устраивала ни производственников, ни
специалистов, ни руководство фирм. Было принято решение спроектировать и
изготовить, несмотря на значительные финансовые и временные затраты, сложный
объемный штамп, позволяющий за один технологический прием изготовить цельную
заготовку крыши. По заданию ОГМет ГСКТИ был спроектирован уникальный штамп для
горячей деформации броневого листа.
Конфигурация деталей не позволяла
изготавливать штамп на станках. И тогда было принято решение – выполнить
зеркало штампа вручную. Инженерное руководство работами по изготовлению штампа
осуществляли непосредственные разработчики конструкции штампа во главе с
заместителем главного металлурга А. В. Ворониным. В изготовлении штампа
участвовали производственные цехи № 8, 41 ,58 фирм концерна.
В цехе № 41 были выполнены
деревянные модели на пуансон и матрицу для отливки их из инструментальной
стали. Литейщики цеха № 8 выполнили крупногабаритные отливки. Зеркало штампа на
площадях цеха № 36 выполнили рабочие - высококлассные специалисты братья Г. Ф.
и В. Ф. Падалки. Благодаря слаженной работе всего коллектива, занятого на
изготовлении штампа, проблема была решена. Харьковчанам начали поставляться
цельноштампованные крыши. Здесь следует отметить руководителя отдела ХКБМ А.
Рица и его коллектив, которые многое сделали по подготовке конструкторской
документации, по влиянию на производственный процесс.
Особо следует остановиться на
изготовлении башни танка, поскольку конструктивно она принципиально отличалась
от серийно выпускаемой ранее на «Азовмаше». Дело в том, что башни танка Т-80УД
впервые изготавливались в сварно-катанном исполнении вместо традиционно
применявшихся в отечественном танкостроении литых башен, уровень служебных
характеристик которых уже не мог в полной мере обеспечить современные
требования.
Возможность такой замены была
подготовлена целым комплексом научных, опытно-конструкторских и
экспериментальных работ, выполненных в начале 90-х годов учеными и специалистами
ГСКТИ (к.т.н. А. В. Литвиненко, В. К. Котлубей, Л. Е. Полетун, И.Д. Куцевляк),
а также ХКБМ им. А.А. Морозова (А.Р. Риц, В.В. Вакуленко) и ГП “ЗИМ” (Е. Л.
Левицкий).
На металлургических предприятиях
Украины – «Днепроспецсталь» (г. Запорожье) и «Азовсталь (г. Мариуполь) – по
технической документации и при инженерном сопровождении специалистов ГСКТИ и
УкрНИИ КМ была отработана технология выплавки, прокатки и термообработки
броневых листов из стали элек- трошлакового переплава 21Ш, 22Ш и 24Ш.
В концерне «Азовмаш» на основе обобщенного
опыта по разработки новых материалов, а также результатов изготовления и
натурных испытаний макетов башни (сруба) упрощенной конструкции, в короткие
сроки были изготовлены шесть экспериментальных образцов сварно-катанной башни
по конструкторской документации, разработанной ХКБМ имени А.А. Морозова.
Весь комплекс работ данного
направления осуществлялся по инициативе и при непосредственном руководстве и
участии директора ГСКТИ Анатолия Даниловича Чепурного.
Одна из сварно-катанных башен
была испытана на полигоне м/к «Азовсталь» с участием представителей Пакистана и
показала высокие результаты по уровню служебных свойств, что явилось
немаловажным фактом при подписании контракта.
Серийное изготовление
толстолистовых бронедеталей башни было организовано на мощностях термического
завода, обеспечившего ритмичную и своевременную отгрузку требуемых комплектов
для завода имени Малышева.
Из книги Н. Т. Кривомаз. «Пакистанский контракт».
К ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ КАТАНОЙ БРОНИ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ БАШЕН
ОСНОВНЫХ ТАНКОВ
(Вопросы оборонной техники. Вып. 75-76. 1977)
(Вопросы оборонной техники. Вып. 75-76. 1977)
Комментариев нет:
Отправить комментарий