Работа по
обеспечению серийного производства и совершенствованию ОБТ типа Т-80 не
освобождала КБТМ от модернизации ранее построенных средних танков Т-54Я-55,
численность которых в армиях СССР и стран Варшавского договора исчислялась не
тысячами, но многими десятками тысяч единиц.
Уже во второй
половине 1950-х годов стало ясно, что монолитная броня средних танков не
является надежной защитой от современных и все более многочисленных кумулятивных
боеприпасов, используемых в ручных гранатометах, в артиллерии и, наконец, в противотанковых
ракетных комплексах с дальнобойными управляемыми ракетами. Танки просто не
могли унести на себе стальные плиты необходимой толщины. Требовались иные решения.
Одним из них стала разработка активной защиты, сбивающей ракеты и фанаты с кумулятивной
боеголовкой на подлете к танку. В проекте участвовали несколько крупных советских
оборонных НИИ.
Непосредственно
на танк первым в 1968 году встал комплекс активной защиты «Веер-1»с радиолокационной
системой обнаружения и осколочной боевой частью для поражения вражеских ракет
и фанат. Установка на Т-55 была произведена в Омске при непосредственном участии
КБТМ, танк получил шифр «Объект 606» (главный конструктор — С. А. Зубарев). Затем
машина прошла всесторонние испытания в НИИ «Геодезия» (он же ранее — Софринский
артиллерийский полигон). Результаты подтвердили принципиальную осуществимость
проекта, но элементная база того времени проявила себя недостаточно надежно
[40].
При подготовке
плана опытно-конструкторских работ на 1970-1975 годы проект было решено
продолжить, но под новым шифром — «Дрозд». Во исполнение этого и последующих
планов в течение всех 1970-х и начала 1980-х годов группа омских конструкторов
под руководством главного конструктора проекта И. М. Кокорева занималась
установкой КАЗ на танках Т-55А, Т-55М и Т-55АМ («объект 609Д», «объект 155МД» и
«объект 155-АМД»). Соисполнителями КБТМ по теме «Дрозд» были два оборонных
учреждения из Тулы: НИИ «Стрела», занимавшееся радиолокацией, и Центральное
конструкторское исследовательское бюро спортивного и охотничьего оружия —
филиал Конструкторского бюро приборостроения под руководством А. Г. Шипунова
[41].
В итоге в 1983
году на вооружение был принят танк Т-55АД— первая в мире боевая машина,
оснащенная комплексом активной защиты «Дрозд-ЮЗОМ». КАЗ был способен с вероятностью
до 80 % уничтожать на подлете к танку любые снаряды и гранаты со скоростями от
70 до 700 метров
в секунду. Защищаемая зона составляла ±40° по азимуту. На государственных
испытаниях очень опытный, только что вернувшийся из Афганистана экипаж
вертолета Ми-24 раз за разом атаковал танк с КАЗ — но безрезультатно,
поскольку все выпущенные ракеты были сбиты [42].
Создатели танка Т-55АД были
удостоены Государственной премии СССР, однако широкого распространения эта
машина не получила. Оснастить КАЗ удалось лишь немногим более 250 танков — на
большее возможностей советской электронной промышленности не хватило [43].
После
«Дрозда», начиная с 1982 года, КБТМ приступило к установке на танк более совершенного
КАЗ «Дождь» («объект 642», главный конструктор Г. А. Одинцов). Он имел гораздо
лучшие параметры — сектор защиты по азимуту ±140°, скорость поражаемых
противотанковых средств от 70 до 1200 м/сек. Были изготовлены два опытных
танка, однако в ходе испытаний проект был по неизвестным причинам закрыт,
несмотря на обнадеживающие результаты [44].
Из книги «Омский
завод транспортного машиностроения». Научный редактор УВЗ Сергей Устьянцев.
По теме:
Комплекс
активной защиты танка "Дрозд" (1030М)
Комплекс активной защиты танка "Арена"
Комплекс активной защиты (КАЗ) «Заслон»
Комплекс активной защиты танка "Арена"
Комплекс активной защиты (КАЗ) «Заслон»
Комментариев нет:
Отправить комментарий