Рубрики

суббота, 4 мая 2019 г.

КАЗ «Веер», «Дрозд» и «Дождь»





Работа по обеспечению серийного произ­водства и совершенствованию ОБТ типа Т-80 не освобождала КБТМ от модернизации ранее построенных средних танков Т-54Я-55, числен­ность которых в армиях СССР и стран Вар­шавского договора исчислялась не тысячами, но многими десятками тысяч единиц.


Уже во второй половине 1950-х годов ста­ло ясно, что монолитная броня средних тан­ков не является надежной защитой от совре­менных и все более многочисленных кумуля­тивных боеприпасов, используемых в ручных гранатометах, в артиллерии и, наконец, в про­тивотанковых ракетных комплексах с дально­бойными управляемыми ракетами. Танки про­сто не могли унести на себе стальные плиты необходимой толщины. Требовались иные ре­шения. Одним из них стала разработка актив­ной защиты, сбивающей ракеты и фанаты с ку­мулятивной боеголовкой на подлете к танку. В проекте участвовали несколько крупных со­ветских оборонных НИИ.
Непосредственно на танк первым в 1968 году встал комплекс активной защиты «Веер-1»с ра­диолокационной системой обнаружения и оско­лочной боевой частью для поражения враже­ских ракет и фанат. Установка на Т-55 была про­изведена в Омске при непосредственном уча­стии КБТМ, танк получил шифр «Объект 606» (главный конструктор — С. А. Зубарев). За­тем машина прошла всесторонние испытания в НИИ «Геодезия» (он же ранее — Софринский артиллерийский полигон). Результаты подтвер­дили принципиальную осуществимость проек­та, но элементная база того времени проявила себя недостаточно надежно [40].
При подготовке плана опытно-конструктор­ских работ на 1970-1975 годы проект было ре­шено продолжить, но под новым шифром — «Дрозд». Во исполнение этого и последующих планов в течение всех 1970-х и начала 1980-х годов группа омских конструкторов под ру­ководством главного конструктора проекта И. М. Кокорева занималась установкой КАЗ на танках Т-55А, Т-55М и Т-55АМ («объект 609Д», «объект 155МД» и «объект 155-АМД»). Соис­полнителями КБТМ по теме «Дрозд» были два оборонных учреждения из Тулы: НИИ «Стрела», занимавшееся радиолокацией, и Центральное конструкторское исследовательское бюро спортивного и охотничьего оружия — филиал Конструкторского бюро приборостроения под руководством А. Г. Шипунова [41].





В итоге в 1983 году на вооружение был при­нят танк Т-55АД— первая в мире боевая маши­на, оснащенная комплексом активной защиты «Дрозд-ЮЗОМ». КАЗ был способен с вероят­ностью до 80 % уничтожать на подлете к танку любые снаряды и гранаты со скоростями от 70 до 700 метров в секунду. Защищаемая зона со­ставляла ±40° по азимуту. На государственных испытаниях очень опытный, только что вернув­шийся из Афганистана экипаж вертолета Ми-24 раз за разом атаковал танк с КАЗ — но безре­зультатно, поскольку все выпущенные ракеты были сбиты [42].
Создатели танка Т-55АД были удостоены Го­сударственной премии СССР, однако широкого распространения эта машина не получила. Осна­стить КАЗ удалось лишь немногим более 250 тан­ков — на большее возможностей советской электронной промышленности не хватило [43].
После «Дрозда», начиная с 1982 года, КБТМ приступило к установке на танк более совер­шенного КАЗ «Дождь» («объект 642», главный конструктор Г. А. Одинцов). Он имел гораздо лучшие параметры — сектор защиты по ази­муту ±140°, скорость поражаемых противотан­ковых средств от 70 до 1200 м/сек. Были из­готовлены два опытных танка, однако в ходе испытаний проект был по неизвестным при­чинам закрыт, несмотря на обнадеживающие результаты [44].

Из книги «Омский завод транспортного машиностроения». Научный редактор УВЗ Сергей Устьянцев.


По теме:

Комментариев нет:

Отправить комментарий