Марри
Хаммик
На
основе данных, полученных от Вольфгана Шнейдера
С
момента принятия танка "Леопард-2" на вооружение в 1979 г . фирма
"Краус-Маффей" продолжает придерживаться продуманной политики
совершенствования характеристик и надежности машины. Эта политика осуществляется
при полной поддержке бундесвера, а в наши дни и при сотрудничестве с
голландцами (у которых на вооружении находятся 445 танков
"Леопард-2") и швейцарцами (на вооружении которых к 1993г. должно
быть 380 танков "Леопард-2"). Убедившись, что любые совершенствования
могут подгоняться к существующим машинам (когда позволяют финансы и задачи
армии), бундесвер избегал утверждения различных стандартов в своем танковом парке
(например, не существует политики отбора новейших танков для состязаний
"Канадиан арми трофи"). Следовательно, танк "Леопард-2
Усовершенствованный" не является ответом на особые требования англичан, а
является продуктом непрерывной оценки совершенствований, необходимых для противостояния
следующему поколению разрабатываемых противотанковых средств нападения (подсказанных,
в данном случае, ожидаемыми характеристиками советской танковой пушки большего
калибра). В результате обеспечение
нового уровня характеристик танка "Леопард-2", требуемых
англичанами, обошлось без введения в массовом порядке новой сложной технологии
(со всем связанным с этим риском).
Танк "Леопард-2
Усовершенствованный"
Основным
элементом модернизации танка "Леопард-2" до уровня танка
"Леопард-2 Усовершенствованный" является повышенная броневая защита
(изготовленная фирмой "Клоут"). Это совершенствование впервые рассматривалось
в 1986г. Новая броня считается броней третьего поколения. Она будет устанавливаться
на машины, которые будут изготовлены по заказу англичан, должна устанавливаться
на последние машины восьмой производственной партии для бундесвера (с конца
1990г.), а также на танки "Леопард-2", уже находящиеся на вооружении,
всех трех потребителей с 1994г. Конструкция новой композитной брони позволяет
вставлять модульные комплекты в выемки корпуса и башни (сделанные фирмой
"Блом унд Фосс"), с последующим перекрытием их дополнительными слоями
брони. Передние два метра бортовых экранов состоят из двух слоев стальной и
композитной брони, которые навешиваются на петлях и откидываются при
транспортировке по железной дороге. Задние бортовые экраны тоньше и легче и
изготовлены из композитного материала. Лобовая часть башни существенно
изменена внешне из-за бронирования, необходимого для защиты от кумулятивных
снарядов. На крыше башни установлена дополнительная броня, которая включает
взрывные элементы для защиты от кассетных боеприпасов.
Увеличение
массы (с 55 до 62,5 т) вызвало необходимость совершенствования ходовой части и
приводов башни, а также других незначительных изменений конструкции.
Фирма
"Краус-Маффей" сознавая, что увеличение массы снизит ходовые
характеристики танка, осуществила обширные испытания танка
"Леопард-2", несущего дополнительные массы, имитирующие дополнительную
броню совершенствуемого варианта, Несмотря на то, что удельная мощность упала с
более чем 27 л .с./т
до 24 л .с./т,
от потребителей не было заявок на повышение мощности и силовой блок фирмы
"Краус-Маффей", предложенный для обеспечения увеличения мощности
двигателя на 10 процентов, не был принят (несмотря на незначительную
первоначальную стоимость). Оптимизация характеристик двигателя, включая,
например, сведенное до минимума дымление отработавших газов, достигнута за
счет использования электронной системы управления двигателем. Подвеска была
усилена использованием более прочных торсионных валов и усовершенствованных
гидравлических ограничителей динамического хода (которые также служат для
увеличения коэффициента жесткости рессоры на последних нескольких сантиметрах
хода катка). Гусеницы (с механизмом регулировки натяжения) с двойным пальцем и
резиновой втулкой фирмы "Диль", срок службы которых до 5000 км , оставлены без
изменения, (фирма "Краус-Маффей рассмотрела возможность, но не приняла во
внимание предложение по более высокой степени натяжения гусеницы для улучшения
подвижности). Проблемами вибрации гусениц и разрушения поддерживающих роликов
фирма занималась на предыдущих образцах танка "Леопард-2" путем
поиска оптимального расположения поддерживающих ролков, чтобы свести к минимуму
"волну гусеницы", которая возникает при движении танка на высокой
скорости.
В ходе
испытаний выявлен интересный факт, показавший, что увеличение массы улучшило
некоторые аспекты подвижности танка.
Место
водителя танка размещено с правой стороны корпуса. Оно несколько усовершенствовано
за счет использования центральной рулевой колонки, а не традиционных британских
рычагов, и изъятия педали Фрикциона (коробка передач полностью автоматическая).
Особенностью электронного управления трансмиссией является его способность
предотвратить опасную ситуацию, которая возникает, когда танк идет на поворот
на слишком высокой передаче и не имеет
достаточного запаса мощности для эффективного управления. Управление трансмиссией
будет поддерживать число оборотов двигателя во время поворота, и танк не
"выбежит" из заданного угла, как это может случаться, например, с
танком "Чифтен". В тормозной системе используется гидравлический
замедлитель для торможения при скоростях выше 30 км/ч , а при низших
скоростях успешно применяются одни фрикционные колодки. На рабочем месте водителя
имеются три смотровых блока, центральный смотровой блок может заменяться прибором
ночного видения с усилителем изображения.
Башня
На
танке "Леопард-2 Усовершенствованный" установлена трехместная башня,
командир и наводчик размещены справа, а заряжающий - слева. Кроме
совершенствований брони, рассмотренных выше, целостность передней части брони
башни сохраняется за счет того, что головка прицела наводчика в настоящее время
выведена на крышу башни танка "Леопард-2 Усовершенствованный".
Целостность
лобовой брони башни сохранена за счет установки головной части оптических
приборов наводчика на крыше башни
На
рабочем месте командира имеется панорамный прицел PERI R 17 TW с обзором в 360^ (установленный в центре
башни) с дневным и ночным каналами (тепловизор). Электронные приборы прицела PERI R 17
размещены в нише башни. Согласование прицела командира с осью ствола
пушки осуществляется за счет 32 кнопок, размещенных по ободу командирского
люка. Прицел также обеспечивает командира указанием положения линии
прицеливания его прибора относительно башни. Визуальное дисплейное устройство (
VDU ) командира может отображать поле
зрения прицела EMES-15 наводчика и позволяет использовать его лазерный
дальномер. Дополнительный круговой обзор обеспечивается четырьмя закрепленными
смотровыми блоками. У командира имеется рукоятка управления
пушкой
с кнопками измерения дальности лазерным
дальномером и спусковой кнопкой стрельбы.
Наводчик
пользуется прицелом EMES-15 фирмы
"Карл Цейсс" (Западная Германия) с дневным (12^ увеличения) и ночным
(тепловизионным) каналами и лазерным дальномером СЕ628 фирмы
"Зльтро". 0н имеет ограниченные (относительно башни) возможности
сопровождения по горизонтали (от-7,5 до+3^) и полный вертикальный угол (от-10
до+20^ Поле зрения прицела свободно от индексов и шкал, в нем имеются простая
сетка с прицельной маркой наводки (прицельные сетки танка "Леопард-2 Усовершенствованный" такие же, как и на
танке "Леопард-2") и показания дисплея, проектируемые у основания
поля зрения: дальность до цели, данные о готовности к стрельбе и тип выбранного
боеприпаса. У прицела имеется электронный блок управления, размещенный в башне,
который составляет основу системы управления огнем. На рабочем месте наводчика
установлен вспомогательный телескопический (шарнирный) прицел FERO z-18 8^ увеличения, головная часть которого
закреплена на люльке пушки, а окулярная часть - на башне танка. У наводчика имеются
дублирующие органы управления процессом стрельбы: органы управления лазерным
дальномером, спусковым устройством и маховички механической вертикальной и
горизонтальной наводки.
Управление
огнем
На
танке "Леопард-2 Усовершенствованный" в нише башни установлен
баллистический вычислитель системы управления огнем EMES-15 фирмы "Круп
атлас электроник". Вычислитель принимает все входные сведения от
автоматических датчиков и ряд сведений, вводимых вручную, таких как
метеорологические данные и тип боеприпасов. Он также контролирует стабилизацию
зеркал прицела наводчика.
В башне
танка установлена 120-мм гладкоствольная пушка, разработанная фирмой
"Рейнметалл", изготовленная по лицензии в США Эта пушка используется
также на голландских и швейцарских танках "Леопард-2". Фирма
"Краус-Маффей" заявляет, что эта 120-мм система является стандартной
для НАТО и подчеркивает, что это позволя-ет потребителю танка "Леопард-2"
пополнять боеприпасы в любой из стран НАТО, а также и во Франции (чья гладкоствольная
пушка имеет такой же размер каморы и такой же калибр). Автофретированный
хромированный ствол имеет срок службы 1500 EFC (число выстрелов орудия,
приведенное к полному заряду), что вполне соизмеримо с другими 120-мм
системами, используемыми в странах НАТО. Снарядом кинетического действия
является бронебойный оперенный снаряд с отделяющимися ведущими частями (APFSDS)
DM-33 фирмы "Рейнметалл", ему соответствует учебный снаряд LKL.
Последний сокращает требуемую дальность безопасного удаления (излетную
дальность снаряда) с более чем 40
км до 7,5
км , но имеет идентичные характеристики в пределах
обычных дальностей прямого выстрела. Снарядом химической энергии является
противотанковый кумулятивный снаряд (HEAT) DM-12 фирмы "Рейнметалл",
который рассматривается бундесвером как многоцелевой снаряд (ему соответствует
учебный снаряд D-18). Немцы воздерживаются от использования обедненного урана
(DU) в снарядах кинетического действия по причинам воздействия на окружающую
среду. Представитель фирмы "Краус-Маффей" заявил, что в настоящее
время наблюдается небольшая разница между плотностями последних вольфрамовых
сплавов и соединений обедненного урана, используемых для сердечников
кинетических снарядов и, следовательно, предельно малая разница в их характеристиках.
В 120-мм боеприпасах к гладкоствольной пушке используются сгораемые гильзы с
металлическими поддонами, которые подобны по размеру и массе 105-мм снарядам,
используемым в вариантах нарезной пушки L-7.
Слева
от пушки установлен 7,62-мм спаренный пулемет, электропуском которого могут
пользоваться наводчик и командир или ручным пуском - заряжающий, как в
британском танке "Челленджер-1". Башенный 7,62-мм пулемет установлен
на ободе люка заряжающего.
Гидравлический
привод башни, используемый на танке
"Леопард-2" не мог справиться с возросшей благодаря дополнительной
броне массой и фирма "Краус-Маффей" должна была выбирать: либо
осуществить модернизацию штатной системы, либо использовать новый электрический
привод (в стоимости разница была невелика). Нарушая традицию, представители
фирмы выбрали электрическую систему синхронизации пушки EWNA
, которая будет устанавливаться в британском варианте танка, но которая
еще не одобрена к использованию в Германии. Эта система состоит из датчиков и
электронных приборов управления, электронной аппаратуры, источников
электроэнергии и приводов горизонтальной и вертикальной наводки, использующих
24-В бесщеточные сервомоторы. Все остальные элементы (включая пушку и ее
люльку) остались в значительной степени без изменений. Второстепенные, но
важные соображения проработок касаются снижения потребления энергии аппаратурой
управления пушкой и обеспечения "мгновенного" запуска в чрезвычайных
ситуациях.
Система
управления огнем позволяет использовать ряд эксплуатационных режимов. Самым
эффективным будет режим поиска и уничтожения противника, когда командир ведет
поиск целей независимо от наводчика, пользуясь своим панорамным прицелом, после
чего он может установить пушку на свою линию прицеливания передать обстрел наводчику. Командир после
этого свободно может возобновлять наблюдение или контролировать обстрел, при
этом он может в любое время снова принять командование на себя. Во втором
режиме используются правила стрельбы прямым выстрелом. Этот режим будет соответствовать
большинству обстрелов целей снарядами кинетического действия и целому ряду
стрельб бронебойными кумулятивными снарядами (HEAT). Третьим режимом является
стрельба днем или ночью с использованием тепловизионного канала, которая подобна
обычному режиму поиска и уничтожения противника. В последнем режиме наводчик
использует телескопический прицел, этот режим не управляется командиром.
Надежность
Цифры
по надежности для танка "Леопард-2" основаны на исследований 470
танков, находящихся на вооружении Германии, которые прошли 425000 км по дорогам и по
пересеченной местности и из пушек которых произведено 27000 выстрелов. Немецкая
цифра по надежности за сутки боевых действий равна 80,4 процента и, по
сообщениям, она должна возрасти на усовершенствованном варианте. (Что касается
всех данных по надежности и техническому обслуживанию, то различные,
представленные государствами цифры, не могут непосредственно сравниваться, так
как используемые критерии часто заметно отличаются).
Представитель
фирмы "Краус-Маффей" сообщил редакции журнала IDR, что англичане будут
приятно удивлены уменьшенной нагрузкой по техническому обслуживанию танка
"Леопард-2 Усовершенствованный". характерные примеры включают
использование системы гидравлического замедлителя, которая существенно снижает
износ тормозов. Другим примером является подвеска; фирма
"Краус-маффей" заявила, что нет цифр срока службы торсионных валов,
так как ни один из них фактически не достигает предела своей усталостной прочности.
Английские танковые экипажи всегда поражались скорости замены силового блока
танка "Леопард-2", который мог быть заменен за 20 мин. вероятно,
здесь справедливо будет отметить и то, что западногерманские танки в течение
какого-то времени держат завидный рекорд по надежности и что танк "Леопард-2
Усовершенствованный" не будет исключением.
Ветроника
В противоположность некоторым другим танкам
на танке "Леопард-2 Усовершенствованный" не будет устанавливаться
стандартная система управления данными 1553. Фирма "Краус-Маффей"
заявила, что она пока полностью не исключает использование таких систем, но она
предпочитает подождать до тех пор, пока управление данными в танке будет
разработано как часть процесса управления и контроля, доведенного до армейского
уровня. Как только это будет достигнуто, значение аппаратуры такого типа станет
более весомым. В настоящее время вызывает сомнение такой факт, например:
современные системы VHF (очень высокой
частоты) предусматривают скорость передачи данных 16 килобит/с, которая в
условиях ветроники снижается до скорости сети примерно в один килобит/с. Этой
скорости будет недостаточно, чтобы справиться с тем количеством информации,
которое требуется для поддержания автоматически питаемой информационной системы
с использованием ЭВМ. Фирма "Краус-Маффей" добавила, что решение этой
проблемы потребует инициативы на европейском уровне для сведения технических
возможностей в единую концепцию ведения боевых действий. Между тем фирма
предпочитает избегать риска, связанного с использованием полностью интерактивных
информационных систем.
Подготовка
и материально-техническое обеспечение
За 10 лет с тех пор, когда впервые был
принят танк "Леопард-2", была развернута большая промышленная и
технологическая база (при полном координировании с дочерней фирмой GLS) для
обеспечения его потребителей быстрой и эффективной службой обеспечения запасными
частями. Она уже включает производство запасных частей в Германии, Нидерландах
и Швейцарии и может рассматриваться как европейские стратегические ресурсы. В
соответствии с последней коммерческой практикой необходимость содержания
больших и дорогостоящих запасов запасных частей потребителем исключается
хорошо управляемыми производственными средствами. Преимущество объединения,
которое стало известно как "Объединение потребителей танка
"Леопард-2", положительно проявит себя для Великобритании в случае
сокращения размеров заказа для замены танка "Чифтен", так как она
сможет воспользоваться сбережениями, которые уже имеются для существующих европейских
парков танков "Леопард-2".
Семейство
танков "Леопард" включает машины для подготовки водителей и БРЭМ Bergepanzer-3 "Буффель", которая на снимке
эвакуирует танк "Леопард-2"
Британское
соглашение
Фирма
"Краус-Маффей" стремится к тому, чтобы возможное соглашение с
Великобританией рассматривалось ни как "торговая сделка", а как
попытка налаживания сотрудничества. Фирма уже предложила соглашение со
100-процентными компенсациями и может указать ряд предыдущих соглашений, в
которых согласованные уровни компенсации были больше. Фирма утверждает, что
единственными пределами уровня производственного объема танка "Леопард-2
Усовершенствованный" в Великобритании будут соображения по стоимости: опыт
показывает, что до 60 процентов сборочных единиц танка могут быть произведены в
определенном месте до значительного возрастания уровня удельных издержек.
Голландско-германское соглашение по совместному производству может быть
примером того, во что может вылиться британское соглашение.
Более
того, в фирме "Краус-Маффей" существует мнение, что британская
закупка может послужить началом
паневропейской промышленности бронированных машин, которая, возможно, будет
единственным способом сохранения производственных возможностей вовремя
сокращений военных бюджетов.
MURRAY
HAMMICK
LEOPARD
2 IMPROVED.
INTERNATIONAL
DEFENSE REVIEW, 1990, No9, p.1057-1061
Комментариев нет:
Отправить комментарий