Марк Шумахер
Правда ли, что проект создания
боевого танка "Леопард-3" уже находится в стадии прототипа? Можете ли
Вы привести возможные данные о характерных чертах его конструкции и показателях
эффективности, которые отличают эту систему?
Наш сотрудник и специалист, научный
директор Рольф Хилмес излагает (см. также статью "Концепция современного
танка" в следующем журнале!):
В начале 1972 года были утверждены
тактические требования для боевых танков. В конце 80-х годов должен был быть
заменен танк "Леопард-1". Уже в 1972 году был
заключен договор с Великобританией о совместной разработке боевого танка KPz3/МВТ-80.
В период с 1972 по 1975 годы фирмы МаК, GST, Rheinstahl – Transporttechnik, Krauss
– Maffei и инженерное бюро доктора Хоппа разрабатывают большое разнообразие
предложений по данной концепции.
Были испытаны, например:
обычный башенный танк, с задним
расположением МТО,
башенный танк с передним расположением
МТО,
орудийная башня казематного типа
с ограниченным поворотом пушки,
двухпушечная башня казематного
типа,
зенитная установка на шасси танка.
По окончании данного первого
этапа проекта последующая фаза конкретизации вариантов была ограничена
следующими концепциями:
башенный танк (Krauss – Maffei),
двухпушечная башня казематного типа (МаК), з
зенитная установка на шасси танка (инженерное бюро д-ра Хоппа).
Рис. 1.
Перечисленные концепции впоследствии
были сравнены с соответствующими британскими предложениями. Ни один из
представленных проектов не выполнял все пункты тактических требований. В 1976
году начавшиеся исследования параметров показали, что, несмотря на значительные
усилия, не был осуществлен проект "Башня" с требуемой защитой в пределах
военной классификации грузоподъемности MLC 60.
Представленный экспериментальный
танк с двухпушечной башней казематного типа при тактической боевой миссии
должен осуществлять поражение цели. И, кроме того, для него стала необходимой
комплексная система управления огнем. В подтверждение реальности реализации его
практических функций фирмой МаК в 1972 году было создано два опытных шасси общей
системы с использованием ходовой части боевого танка КРz – 70.
Опытное шасси VT1-1 было вооружено
двумя 105-мм нарезными пушками с
неполным поворотом лафета в горизонтальной плоскости; в качестве двигателя
использовалась модификация МВ 873 с номинальной мощностью на стенде 1472 кВт (2000 л .с.), так что при
массе машины в 38 тонн достигалась удельная объектовая мощность двигателя в
38,7 кВт/т (52,6 л .с./т.).
Опытное шасси VT1-2 было оснащено
двумя гладкоствольными пушками, также с неполным поворотом лафета в
горизонтальной плоскости; дополнительно в левом орудии устанавливался автоматический
механизм перезаряжания. Благодаря использованию четырех турбонагнетателей выхлопных
газов может быть увеличена мощность двигателя до 1620 кВт (2200 л .с.). при массе машины
в 43,5 т. достигается удельная объектовая мощность двигателя
в 37,2 кВт/т
(50,5 л .с./т.).
Оба опытных шасси имели трех
членов экипажа; управление системой вооружения могло осуществляться на выбор с
помощью установленного панорамного прицела PERI-R 12 с рабочих мест командира
или наводчика. Опытным шасси должна была достигаться вероятность попадания с
первого выстрела более 90% при испытании на среднюю дальность стрельбы.
В начале 1977 года было официально
завершено немецко-британское сотрудничество. Для этого стали решающими
следующие причины:
другие текущие государственные
программы по созданию танков ("Леопард-2" / улучшенная версия) с различными
отличающимися сроками ввода в действие боевых машин проводились во время
разработок проекта боевого танка КРz 3 /МВТ-80;
результаты реализации проекта
создания "Леопарда – 3" по отношению к более усовершенствованному
танку "Леопард-2 AV" позволили ожидать лишь незначительного прироста
эффективности (при этом следует отметить, что важнейшие элементы боевого танка
КРz 3 в части его проекта башни были
осуществлены уже в "Леопарде–2
AV");
возможные улучшения, в особенности
повышение вероятности выживания экипажа, могли бы быть достигнуты только
благодаря переходу на другие проекты создания танков; такой шаг был, однако,
отклонен Великобританией.
В последующей фазе программы
создания танка "Леопард-3" занимались вопросами технических разработок,
а также возможностями боевого применения зенитной установки на шасси танка. Специально
для исследования конструктивных и функциональных вопросов было создано и в 1978
году успешно испытано опытное шасси VTS-1. В этот период был также получен
заказ на создание опытного шасси VTF, на котором должны исследоваться
показатели маневренности тяжелой переднеприводной гусеничной машины с высокой
степенью механизации.
Оказывалось значительное политическое
влияние на дальнейшее продолжение проектов. В конце 1977 года началось
германо-французское сотрудничество по разработке боевого танка будущего.
Впоследствии были рассмотрены главные решения на уровне конструкции башен.
В конце 1981 года немецкой стороной
были обнародованы следующие условия проекта для современного боевого танка КРz 90:
плоская башня с двумя членами
экипажа,
120-мм гладкоствольная пушка; автоматическое
заряжание,
сохранение шасси танка "Леопард-2",
срок принятия на вооружение – не
раньше 1996 г .
Однако и в этом случае не была
достигнута общая точка зрения по проекту создания боевого танка будущего, и в
ноябре 1982 года Франции был поручен проект создания танка, а также началась разработка
единой системы в соответствии с национальными представлениями.
В марте 1983 года в Германии была
продлена до 1996 года фаза проекта по разработке танка "Леопард-3";
при этом должны были исследоваться следующие направления создания боевой машины
будущего:
дальнейшее производство танка
"Леопард-2";
разработка новой башни на шасси
танка "Леопард-2" (танк с 4 членами экипажа);
разработка новой башни на шасси
танка "Леопард-2" (танк с 3 членами экипажа и автоматическое заряжание);
новая конструкция башни и шасси.
Сегодня мы знаем, что эти направления
окончательно подходят для дальнейшего производства и повышения боевой
эффективности танка "Леопард-2". Это разумное решение!
КРz Leopard 3
Soldat und Technik, 1996, Nr 7, s. 416
Комментариев нет:
Отправить комментарий