Рубрики

суббота, 14 декабря 2019 г.

АМЕРИКАНСКИЙ ТАНК М1 «АБРАМС»


АМЕРИКАНСКИЙ ТАНК М1 «АБРАМС»
М. Михайлов Ю. Андреев
Специальный выпуск ЗВО. 1993.

В конце 60-х годов руководство НАТО сосредоточило усилия на разработках новой бронированной техники для сухопутных войск. Оно стремилось добиться универсальности оружия и военной тех­ники, что позволило бы создать эффективную систему их обеспече­ния и обслуживания в рамках блока. Это способствовало и решению главной задачи - повышению боевых возможностей танков, как основной ударной силы сухопутных войск.
Одним из направлений в данной области явилось сотрудничество США и ФРГ по разработке и производству основного боевого танка МВТ-70 (Main Battle Tank). Опираясь на опыт второй мировой войны, оба партнера пришли к выводу о необходимости создать улучшен­ный вариант боевого танка. В> 1967 году были изготовлены три прототипа: это были машины массой около 50 т с весьма пропорци­ональным силуэтом и рассчитанные на экипаж из трех человек. Однако впоследствии у партнеров возникли разногласия - в Пента­гоне хотели иметь танк, способный вести боевые действия на лю­бом театре войны, а в бундесвере думали о боевой машине для Европы. Не было согласия и по основному вооружению. Немцы, основываясь на опыте использования танков в сражениях второй мировой войны, прежде всего на восточном фронте, были сторон­никами пушки большого калибра с повышенной дальностью стрель­бы. Американцы, в свою очередь, отдавали предпочтение орудию меньшего калибра, но способному вести огонь боеприпасами, кото­рые предлагали в то время производители в США и Западной Евро­пе.
Система автоматического заряжания разрабатывалась фирмой "Аллисон" (филиал концерна "Дженерал моторе") и базировалась на немецкой идее автоматизации подачи снарядов большого калибра к танковой пушке. Необходимо отметить, что в это время подобной системой были оснащены советские танки Т-64 и Т-72.
На МВТ-70 изменилось и размещение механика-водителя. Те­перь он располагается не слева в передней части корпуса, а под башней в носовой части.
На танке был установлен самый мощный по тому времени мно­готопливный двигатель (1350 л.с.) фирмы "Теледайн континентал", что придало ему высокую мобильность на любой местности. Пнев­матическая подвеска, аналог подвески шведского танка Б, повысила его живучесть за счет изменения высоты силуэта.
В 1970 году американский конгресс принял решение отказаться от создания совместного американо-германского танка. Его упро­щенный вариант, получивший в США обозначение ХМ 803, остался в стадии опытного образца. Были выделены кредиты под разработ­ку чисто национальной программы, получившей название ХМ1. Су­щественную роль в ускорении ее реализации сыграли появившиеся на Западе сведения о советских проектах в этой области.
Свое название новый танк получил в честь генерала Абрамса, бывшего главнокомандующего американскими войсками во Вьетна­ме. Когда в сентябре 1970 года начались работы над новым танком, Абрамс, занимавший должность начальника штаба сухопутных войск, лично руководил осуществлением проекта по его созданию.
Специально образованная группа армейских экспертов сформу­лировала требования к новому танку, которые были переданы фир­мам Крайслер и Дженерал моторс". В 1973 году с ними были заключены контракты, предусматривающие создание на конкурс­ной основе опытных образцов танка ХМ1. После всесторонних ис­пытаний в 1976 году был выбран образец фирмы "Крайслер" (рис.1), и она приступила к его полномасштабной разработке.

Рис.1. Опытный образец танка ХМ1

Первый серийный танк М1 "Абрамс" был выпущен в феврале 1980 года на армейском танковом заводе в г.Лайме (штат Огайо). Его производство также осуществляется на танковом заводе в Детрой­те, принадлежащем корпорации "Дженерал дайнэмикс". В 1982 году она приобрела отделение фирмы "Крайслер", занимавшееся созда­нием этого танка.
М1 "Абрамс" - первый американский танк, разработанный после второй мировой войны полностью в соответствии с новой концеп­цией. По прогнозам специалистов, он останется ведущим до конца века.
"Абрамс" является самым дорогим танком современности. Мак­симальная скорость по шоссе достигает 72 км/ч, грунтовой дороге - 50 км/ч, что выше, чем у М60АЗ.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА М1 "АБРАМС"

Подвижность (набор скорости от 0 до 32 км/ч ), с
6
Скорость. км/ч:

максимальная по шоссе
72
по пересеченной местности
48,3
Преодоление препятствий, м:

вертикальная стена
1,07
противотанковый ров
2,74
Запас хода, км
465
Мощность двигателя, л. с.
1500
Габариты, м:

длина
9,766
ширина (по бортовым экранам)
3,658
ширина (по гусеницам)
3,480
высота (по крыше башни)
2,375
Давление на грунт, кг/см2
0,96
Боевая масса, т
54,4
Калибр вооружений, мм:

гладкоствольной пушки
105
командирского пулемета
12,7
пулемета заряжающего
7,62
спаренного с пушкой пулемёта
7,62
Боезапас, штук:

выстрелов к пушке
55
патронов к 12,7-мм пулемету
1000
7,62-мм патронов
12 400
дымовых гранат
24
Экипаж, человек
4


Как считают американские специалисты, по своим основным ха­рактеристикам М1 "Абрамс" почти в 2 раза превосходит этот танк, составлявший основу танкового парка сухопутных войск США в 60-70-е годы. Он имеет классическую компоновку (рис.2) и отлича­ется мощным бронированием сварных корпуса и башни. В их пере­дних частях применено многослойное бронирование, подобное английской броне "чобхэм", используемой на танках "Челленджер" и "Леопард-2". Для М1 "Абрамс" характерен большой угол наклона верхнего лобового листа корпуса по отношению к вертикальной плоскости, что снижает его уязвимость для бронебойных снарядов.


Рис. 2. Компоновочная схема танка М1 ’"АБРАМС": 1 - 105-мм нарезная пушка; 2 - пе­рископический прибор механика-водителя; 3 - 7,62-мм спаренный пулемет; 4 - телеско­пический прицел наводчика; 5 - наводчик; 6 - основной прицел наводчика; 7 - гранатомет для постановки дымовых завес; 8 - пульт управления командира танка; 9 - 12,7-мм пулемет; 10 - основной прицел командира; 11 - прицел командира для ведения огня из пулемета; 12 - командир танка; 13 - 7,62-мм пулемет; 14 - люк; 15 - вспомога­тельный вентилятор; 16 - анемометр; 17 - отсек для боеприпасов; 18 - газотурбинный двигатель А ОТ-1500; 19 - воздушный фильтр; 20 - кормовые топливные баки; 21 - основ­ной вентилятор: 22 - трансмиссия; 23 - воздухозаборник двигателя; 24 - заряжающий; 25 - патронная коробка спаренного пулемета; 26 - блоки электронной аппаратуры; 27 - передние топливные баки; 28 - механик-водитель; 29 - рулевая колонка; 30 - педаль тор­моза; 31 - основной пульт управления


При закрытом люке механик-водитель занимает положение пол­улежа. Его отделение (рис. 3) находится в передней части корпуса.



Рис. 3. Отделение механика-водителя

Органы управления движением машины включают Т-образный штурвал мотоциклетного типа, связанный через соответствующий рычаг с автоматической трансмиссией. В верхней части колонки расположен рычаг переключения передач, устанавливаемый в по­ложение "нейтраль", "задний ход" и "передний ход" (два). Регулиров­ка подачи топлива осуществляется вращением наконечников рукояток рулевой колонки. Проекции и изображения танка М1 "Аб­рамс" приведены на рис.4 - 9.
Для защиты от кумулятивных боеприпасов борта корпуса и верх ходовой части прикрыты навесными броневыми экранами. Члены экипажа изолированы от боеприпасов и горючего броневыми пере­городками (рис.10).
При возгорании внутри боевого и трансмиссионного отделений почти мгновенно срабатывает автоматическая система противопо­жарного оборудования. Для тушения пожара используется сжиженный газ хэлон. В системе противопожарного оборудования амери­канской фирмы "Хьюз", установленной на танке, используются двух­спектральные датчики с рабочим диапазоном волн 0,8-1 мкм (ближняя инфракрасная область) и 7,0 - 30 мкм (дальняя). По утвер­ждению специалистов фирмы, аналитические и экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что указанные спектральные полосы наблюдаются при пожаре или взрыве в углеводородной среде, но очень редко возникают при воздействиях непожарного характера. К тому же, в спектре 7,0 - 30 мкм удается получить значительно более высокое соотношение "сигнал/шум", чем в спек­тре 2-6 мкм. Выходной сигнал датчика вырабатывается только при наличии в обоих спектрах ИК излучения, превышающего по интен­сивности порог срабатывания. Для того чтобы сделать датчик не­чувствительным к кумулятивной струе (проходящей через машину, но не вызывающей возгорания), в него был включен третий ИК чувствительный элемент, выдающий дополнительную информацию электронным логическим схемам блока управления.




Рис.4. Проекции танка М1 "Абрамс" спереди и сзади


Рис.5. Проекция танка М1 "Абрамс" сбоку


Рис. 6. Проекция танка М1 "Абрамс" сверху


Рис. 7. М1 "Абрамс" вид спереди



Рис.8. Вид танка М1 "Абрамс" сверху


Рис.9. Вид танка М1 "Абрамс" сбоку

Рис. 10. Схема защиты членов экипажа

В бронированной башне кругового вращения установлена 105­мм нарезная пушка М68Е1, стабилизированная в двух плоскостях наведения. Справа от нее находятся места командира и наводчика, а слева располагается заряжающий. В изолированном отсеке кор­мовой части башни в боеукладках размещена основная часть бое­комплекта пушки (44 унитарных выстрела из 55). Доступ к снарядам возможен только после открытия броневых перегородок. Осталь­ные выстрелы хранятся в бронированных контейнерах, закреплен­ных в корпусе танка (восемь штук), и на полике башни перед заряжающим (три).
В боекомплект пушки входят выстрелы с бронебойными подка- либерными снарядами с отделяющимся поддоном М735 (сердечник из вольфрама), М774 и М883 (сердечники из обедненного урана), а также учебные выстрелы М737.
Вспомогательное вооружение представлено 7,62-мм пулеметом, спаренным с пушкой, вторым пулеметом того же калибра (смонти­рован перед люком заряжающего) и 12,7-мм пулеметом (на коман­дирской башенке). Боекомплект 11400 патронов (калибр 7,62 мм) и 1000 патронов (12,7 мм). На бортах башни закреплены шестистволь­ные гранатометы для постановки дымовых завес. Имеется также
термодымовая аппаратура.
На танке М1 "Абрамс" ис­пользуется современная сис­тема управления огнем. Основной прицел наводчика (рис. 11) конструктивно объе­диняет дневной визуальный ка­нал, лазерный дальномер на иттриево-алюминиевом грана­те (длина волны излучения 1,06 мкм) и тепловизор, работаю­щий на длинах волн 8-12 мкм.


Рис.11. Основной прицел наводчика

Дневной визуальный канал выполнен с переменным увеличением (в 3 и 10 раз). У тепловизора два уровня увеличения (3 и 10), обеспечивающих обнаружение целей в режимах большого (7,5 х 15°) и малого (2,5 х 5°) поля зрения.
Отмечается, что другие члены экипажа танка М1 "Абрамс" обла­дают гораздо меньшими возможностями по обнаружению целей, чем наводчик. Более низкий уровень приборного оснащения меха- ников-водителей и заряжающих оправдывается их загруженностью своими непосредственными функциональными обязанностями, а у командира танка - экономией средств. Так, командир может обна­ружить цели с помощью либо окулярного отвода прицела наводчи­ка, либо собственного перископического монокулярного прицела. Через последний можно вести наблюдение только днем, а моноку­лярный отвод прицела GPS не позволяет командиру проводить автономный (независимо от наводчика) поиск целей.
Пытаясь изменить подобное положение, специалисты США ак­тивно разрабатывают новые командирские приборы. Американская фирма "Тексас инструменте" создает независимый тепловизионный прицел CITV (Commanders - Independent Thermal Viewer), благодаря которому командир танка М1 "Абрамс" будет в состоянии осущест­влять круговой обзор и обнаруживать цели днем, ночью и в условиях плохой видимости. Поле зрения прицела стабилизировано в верти­кальной плоскости. Вспомогательный прицел телескопический. Пульт управления связан с электрогидравлическими приводами ста­билизатора орудия. У командира имеются приставка от основного прицела наводчика (может одновременно с ним вести наблюдение) и перископический прицел для стрельбы из 12,7-мм пулемета.
Для кругового обзора по периметру командирской башенки ус­тановлены шесть смотровых перископов. Электронный (цифровой) баллистический вычислитель, выполненный на твердотельных эле­ментах, с довольно высокой точностью рассчитывает угловые по­правки для стрельбы. В него автоматически вводятся значения дальности до цели (от лазерного дальномера), скорость бокового ветра, температура окружающего воздуха и угол наклона оси цапф пушки. Вручную вводятся данные о типе снаряда, барометрическом давлении, температуре заряда, износе канала ствола, а также по­правки на рассогласование направления оси канала ствола и линии прицеливания.
После обнаружения и опознавания цели наводчик, удерживая на ней перекрестие прицела, нажимает на кнопку лазерного дальноме­ра. Значение дальности отображается в прицелах наводчика и ко­мандира. Затем наводчик выбирает тип боеприпаса путем установки четырехпозиционного переключателя в соответствую­щее положение. Заряжающий тем временем заряжает пушку, Све­товой сигнал в прицеле наводчика оповещает, что орудие готово к открытию огня. Угловые поправки от баллистического вычислителя вводятся автоматически. В качестве недостатка отмечается нали­чие только одного окуляра в прицеле наводчика, что повышает утомляемость глаз, особенно во время движения танка.
Моторно-трансмиссионное отделение расположено в кормовой части машины. Газотурбинный двигатель АСГ-1500 (рис. 12) выпол­нен в одном блоке с автоматической гидромеханической трансмис­сией Х-1100-ЗВ. В зарубежной прессе сообщалось, что блок может быть заменен менее чем за 1 ч. Выбор газотурбинного двигателя американские специалисты объясняют рядом его преимуществ по сравнению с дизелем той же мощности при меньшем объеме ГТД. Кроме того, последний имеет меньшую массу (примерно в 2 раза), относительно простую конструкцию, больший (в 2 - 3 раза) ресурс работы. Он лучше удовлетворяет требованиям многотопливности. Вместе с тем отмечаются такие его недостатки, как повышенный расход топлива и сложность воздухоочистки.
В период 1978 - 1980 годов на основании результатов ходовых испытаний в конструкцию двигателя были внесены изменения, на­правленные на уменьшение расхода топлива, повышение надежно­сти, увеличение срока службы и снижение затрат на техническое обслуживание и ремонт.

Рис. 12. Газотурбинный двигатель АGТ-1500

АGТ-1500 - трехвальный двигатель с двухкаскадным осецентро­бежным компрессором, индивидуальной камерой сгорания танген­циального расположения, двухступенчатой силовой турбиной с регулируемым сопловым аппаратом первой ступени и стационар­ным кольцевым пластинчатым теплообменником. Сопловые и рабо­чие лопатки первой ступени турбины высокого давления охлаждаются воздухом, отбираемым на выходе из компрессора и подаваемым через отверстия в хвостовиках лопаток. Максимальная температура газа в турбине составляет 1193°С.
Редуктор, размещенный внутри корпуса теплообменника, умень­шает число оборотов на выводном валу ГТД до 3000 об/мин. Сни­жение расчетного числа оборотов турбины с 26 400 до 22 500 об/мин позволило заменить применявшийся ранее двухступенча­тый планетарный редуктсдо одноступенчатым. Регулятор подачи топлива обычный гидромеханический. Электронная система управ­ления обеспечивает необходимую последовательность операций при запуске двигателя, а также выключает его в случае превышения допустимых температур или скорости вращения роторов.
На двигателе установлен стационарный пластинчатый барабан­но-цилиндрический теплообменник. Он собран из кольцевых пла­стин, изготовленных из нержавеющей стали, спаянных по контуру, укрепленных продольными стяжными болтами и образующих цилин­дрический барабан, который охватывает диффузор турбины. Газо­вые воздушные каналы создаются отверстиями в пластинах и зазорами между ними. Рабочее давление в теплообменнике 14,76 кг/см , степень регенерации тепла при работе двигателя на расчет­ной эксплуатационной мощности (70 проц. максимальной) достига­ет ^ проц. Компактность теплообменника и рациональность его компоновки позволили разработчикам добиться относительно не­больших габаритов ГТД.
С 1979 года велись работы по увеличению мощности двигателя АGТ-1500 до 1800 л.с. без существенных изменений его конструк­ции. Американские специалисты утверждают, что в дальнейшем этот показатель может быть доведен до 2000 л. с.
Автоматическая гидромеханическая трансмиссия Х-1100-ЗВ обеспечивает четыре передачи переднего хода и две заднего. Она состоит из гидротрансформатора с автоматической блокировкой, планетарной коробки передач и бесступенчатого гидростатическо­го механизма поворота.
Ходовая часть танка включает семь опорных катков (на каждой стороне) и две пары поддерживающих роликов, торсионную подве­ску, а также гусеницы с резинометаллическим шарниром и съемны­ми резиновыми подушками (рис. 13).
Диски опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава. На первом, втором и седьмом опорных катках установлены лопастные гидравлические амортизаторы.
Пробег используемых в настоящее время гусениц Т156 состав­ляет 1000-1700 км в зависимости от дорожных условий, местности и погоды. Однако согласно первоначальным требованиям, он дол­жен был достигать 3200 км. Поэтому сейчас рассматривается воп­рос о применении новых гусениц Т158, испытания которых уже закончились.



Рис. 13. Ходовая часть танка М1 "Абрамс": 1 - опора подшипника и оси балансира; 2 - поддерживающий ролик; 3 - балансир направляющего колеса; 4 - торсион; 5 - направля­ющее колесо; 6 - амортизатор; 7 - опорный каток ; 8 - опора балансира; 9 - балансир;
10 - гусеница

Танк М1 "Абрамс" оснащен системой защиты от оружия массо­вого поражения, которая в случае необходимости обеспечивает подачу очищенного воздуха от фильтровентиляционной установки к маскам членов экипажа. Она также создает избыточное давление в боевом отделении, чтобы предотвратить попадание в него радио­активной пыли или отравляющих веществ. Имеются приборы ради­ационной. (AN/VDR-1) и химической разведки. Температура воздуха внутри танка может повышаться с помощью обогревателя. Для внешней связи служит радиостанций AN/VCR-12 а для внутренней - танковое переговорное устройство.



Рис. 14. Основной боевой танк М1А1 "Абрамс"

В 1988 году было начато производство танков М1А1 "Абрамс", у которых броня лобовых частей корпусов и башен имеет включения обедненного урана. Плотность последнего в 2,5 раза выше, чем у стальной брони. По мнению американских специалистов, примене­ние данной технологии позволило значительно улучшить броневую защиту, в том числе от воздействия кумулятивных боеприпасов. Вместе с тем боевая масса танка с такой броней увеличилась на 1,5 т. Отмечается, что низкий уровень естественной радиоактивности обедненного урана безопасен для членов экипажа. Первые машины этой серии уже поступили в танковые подразделения сухопутных войск США, дислоцирующиеся в ФРГ, всего намечено выпустить их около 3000. 

Рис.15. Схема модернизации танка МП "Абрамс": 1-120-мм пушка; 2 - улучшенная броневая защита; 3 - новая система управления огнем; 4 - турбинный двигатель мощностью 1500 л.с.; 5 - улучшенная трансмиссия и ведущие колеса; 6 - новая систе­ма защиты от ОМП; 7 - улучшенная подвеска

Специалисты фирмы "Дженерал дайнэмикс" в соответствии с контрактом, заключенным с армией США, продолжали работы по дальнейшему совершенствованию танка М1А1 "Абрамс". Новый вариант, получивший обозначение М1А2 (рис.16), является модер низированным вариантом ныне производимого танка М1А1 "Аб­рамс". Комплекс усовершенствований, объединенных названием "Блок-2", включает независимый тепловизионный прицел командира танка, тепловизионный прибор механика-водителя, лазерный даль­номер на С02, а также бортовую информационную систему со средствами отображения обстановки (рис. 17).
Независимый тепловизионный прицел позволяет одновременно командиру вести поиск новой цели в условиях задымления и темноты, а наводчику - огонь по ранее обнаруженной.


Рис.16. Основной боевой танк М1А2 ” Абрамс”
  
Использование бортовой информационной системы, заменившей нынешние компьютеры управления огнем единым электронным комплексом, вклю­чающим процессор обработки сигналов от всех датчиков, индикаторы отображения обстановки и блоки управления оружием, значительно сократило время подготовки выстрела. Тепловизион- ный прицел устанавливается на крыше башни перед люком заряжа­ющего. Изображение наблюдаемой местности (прибор можно вращать на 360°) передается на экран, расположенный перед ко­мандиром.
По оценке западных специалистов, в атаке эффективность танка М1А2 "Абрамс" по сравнению с базовой моделью выше на 54 проц., а в подготовленной обороне - на 100 проц. Боевая скорострель­ность больше в 2 раза.


Рис. 17. Средства отображения обстановки

В ходе дальнейшей модернизации планируется применить усо­вершенствованную броневую защиту, новую 120-мм пушку (мень­шей массы) и боеприпасы к н$й, автомат заряжания, новую систему управления огнем, систему автоматического поиска, обнаружения и опознавания целей, более совершенную подвеску (возможно, гидропневматическую) и т.д.
В настоящее время танки М1 и М1А1 "Абрамс" находятся на вооружении американских сухопутных войск и морской пехоты. Для М1А1 "Абрамс" создан и прошел испытания комплект оборудования для подводного вождения, включающий две трубы (для воздухоза- бора и для вывода выхлопных газов двигателя). С помощью данного оборудования танки М1А1 "Абрамс" могут преодолевать водные преграды глубиной до'2 м.
В 1988 году фирма"Дженерал дайнэмикс" и военно-политическое руководство Египта подготовили меморандум, предусматриваю­щий производство в течение десяти лет 540 танков М1А1 Абрамс на египетском танковом заводе (вблизи Каира). Предварительно в 1991 году фирма должна была поставить 15 таких танков. Отмеча­ется, что 40 проц. компонентов танка будут изготавливаться в Египте, а остальные поставляться из США для окончательной сбор­ки.
По сообщениям иностранной печати, Саудовская Аравия плани­ровала закупить 465 танков М1А2 "Абрамс". В отличие от оригинала броня их корпусов и башен не будет содержать включений обед­ненного урана. Поставки танков намечалось осуществить с 1994 по 1999 год. Ими будут заменены танки АМХ-ЗОБ, состоящие на воо­ружении сухопутных войск Саудовской Аравии.
Определенный интерес к американскому танку, и прежде всего с целью возможного принятия его на вооружение, проявляют также командования армий Канады и Швеции.
Боевое крещение танки "Абрамс" приняли в ходе операции мно­гонациональных сил "Буря в пустыне" в феврале 1991 года. В составе сухопутных войск и корпуса морской пехоты США насчитывалось 1956 танков М1 и М1А1. Как сообщалось в зарубежной военной печати, за период операции получили повреждения 14 танков этого типа, еще семь были непосредственно поражены огнем иракских танков в ходе боев. Однако эти повреждения не носили серьезного характера и были устранены в полевых условиях. Подобные резуль­таты позволили американцам утверждать, что теперь у них на воо­ружении находится лучший танк в мире.
Иностранные военные специалисты отмечают, что танки М1 и М1А1 "Абрамс" продемонстрировали высокую надежность, мобиль­ность, выживаемость на поле боя, эффективность огня. По опубли­кованным данным, боеготовность танков в ходе всех боевых действий составляла не менее 90 проц.
Эффективность огня была достигнута за счет установки на танках электронных прицелов, лазерных дальномеров и стабилизатора пушки. Тепловизоры позволили вести огонь в любое время суток при любой видимости (пыльные бури и задымление местности от горящих нефтяных скважин существенно затрудняли визуальное наблю­дение). Огонь танковых пушек был наиболее эффективен на даль­ности 2500-3000 м. Как отмечалось в иностранной прессе, снарядом М829А1 удалось даже поразить башню танка Т-72М1, находившего­ся за песчаным валом шириной 1,5 м.
Важную роль в обеспечении выживаемости танка и его экипажа сыграла компоновка боеприпасов и горючего в корпусе. По мнению американских специалистов, броневые перегородки обеспечили экипажам надежную защиту и высокую безопасность. В ходе боев погибли только два человека из состава экипажей танков "Абрамс".
Газотурбинный двигатель AGT-1500 также оказался вполне на­дежным в условиях пустынной местности. Трудности его эксплуата­ции на начальном этапе были вызваны недостаточно эффективной системой воздушных фильтров. В дальнейшем это удалось частично устранить, что положительно сказалось в ходе четырехдневных наземных боев.
Так, части 3-й бронетанковой дивизии в ходе прорыва к р. Евфрат за 36 ч преодолели 200 км иранской территории, при этом ни один из танков "Абрамс" не имел роломок.
Танки корпуса морской пехоты США участвовали в прорыве в направлении г. Эль-Кувейт. В бою за международный аэропорт, од­ном из самых ожесточенных в этой войне, ими было уничтожено большое количество иракских танков. Американцы не потеряли ни одного.
Основные силы сухопутных войск были сведены в 7-й армейский корпус, который после глубокого охвата с запада разгромил три дивизии республиканской гвардии юго-западнее г.Басра. Действуя в тесном взаимодействии с ударными вертолетами "Кобра" и "Апач", танкам М1А1 удалось уничтожить несколько иракских танков Т-72, находившихся в окопах.
Преимущества М1А1 над танками противника были продемонстрированы еще в нескольких боях. Многие происходили ночью или в условиях плохой видимости, и тепловизионные приборы американ­ского производства смогли показать свою эффективность.
Западные специалисты считают, что американский танк является превосходной боевой машиной, которая даже в борьбе с сильным противником могла бы одержать верх, в том числе благодаря отлич­ной выучке экипажей.
В сухопутных войсках Соединенных Штатах при подготовке механиков-водителей, наводчиков, командиров танков, а также для совместной тренировки экипажа и обучения технических специали­стов широко применяются компьютеризированные тренажеры и имитаторы. Универсальным является созданный фирмой "Дженерал электрик" тренажер для огневой подготовки СОРТ, предназначен­ный для ускорения переобучения личного состава действиям на танках "Абрамс".
Он включает следующие основные элементы: учебную танковую башню, видеосистему, цифровую ЭВМ и пульт управления инструк­тора. На нем можно выполнять более 680 упражнений продолжи­тельностью по 10 мин. Прежде чем выйти на стрельбище или на полигон, экипаж танка проводит не менее 6 ч занятий на тренажере.
СОРТ позволяет воссоздавать шум двигателя, лязг гусениц, вы­стрелы пушки и отдачу. В окулярах прицелов с помощью оптической системы и ЭВМ моделируются цветное изображение местности, неподвижные и движущиеся цели. Для обучения стрельбе ночью или в условиях плохой видимости используется тепловизионный прицел. Попадание в цель имитируется световой вспышкой. Навод­чик и командир танка могут следить за траекторией полета снаряда и видеть место его разрыва.
Одновременно имитируется и огонь противника. Члены экипажа отрабатывают наведение орудия на цель, обучаются пользоваться различными прицелами, действовать в условиях применения ОМП, отражать атаки противника с тыла. Незачет засчитывается в том случае, если цель не уничтожена до того, как она сама обнаружит атакующего.
В настоящее время в Соединенных Штатах тщательно изучается опыт использования танков М1 и M1A1 "Абрамс" в боевых действиях в зоне Персидского залива с целью устранения всех выявленных недостатков и разработки нового, еще более эффективного вари­анта этой боевой машины.

Комментариев нет:

Отправить комментарий