ТАНКИ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН*
Обзор составлен канд. техн, наук В. С. Идлисом и инж. П. И. Шкатовым
ТРЕТЬЕ ПОСЛЕВОЕННОЕ
ПОКОЛЕНИЕ
Бронетанковая техника и вооружение за рубежом реферативный сборник. № 4 (6). 1975 г. Отсканировано Artem Beliakov@skylancer7441
Танк «Леопард-2К»
(ФРГ)
В соответствии с принятой в ФРГ в начале 60-х годов долгосрочной (до 1990 г.) программой развития танкостроения, предусматривающей двухкратную смену базовых машин («Леопард-1» на «Леопард-2К» и «Леопард-2К» на «Леопард-3»), создается танк «Леопард-2К» (рис. 1). В период 1963-1970 гг., как известно, имела место неудачная попытка создания нового базового танка МВТ-70 совместно с США. Она началась с разработки совершенно новых танковых узлов и систем и привела к срыву сроков постановки танка на серийное производство, главным образом, из-за нереальности заданных сроков отработки машины и связанной с этим вынужденной доводкой узлов одновременно с довод кой танка в целом. Было изготовлено и испытано около 30 опытных образцов танков МВТ-70.
Рис. 1. Конструктивно-компоновочная схема танка «Леопард-2К»
* Окончание, начало см. «Бронетанковая техника и вооружение за рубежом», 1975, № 3(5).
Рассматривая программу танка МВТ-70 как своеобразную НИР, военное и промышленное руководство ФРГ уже в конце 1969 г. взяло курс на проведение ОКР по созданию «национального» танка с использованием части положительно зарекомендовавших себя узлов и систем западногерманского варианта танка МВТ-70, получившего название «Кайлер» («Вепрь»). К этим элементам относятся, прежде всего, двигатель, трансмиссия, узлы ходовой части и система управления огнем.
Ориентируясь на этот задел, руководство ФРГ поставило задачу перед проектно-конструкторским центром «Порше», имеющим опыт создания танков «Леопард-1», завершить совместно с фирмой «Краусс-Маффей» ОКР по танку «Леопард-2К» в 1976 г., чтобы начать его производство с 1977 г. К 1972 г. было изготовлено 16 опытных образцов танков «Леопард-2К», которые в 1973 г. прошли технические (заводские) испытания. В 1974 г. была изготовлена новая доработанная партия опытных образцов для полигонных испытаний, которые должны закончиться весной 1976 г. Затем предполагается изготовление установочной партии танков для окончательной доводки. Кроме того, фирма «Краусс-Маффей» разрабатывает вариант танка повышенной живучести «Леопард-2AV» для сравнительных испытаний с новым американским танком ХМ-1.
Требования к танку «Леопард-2К», по сравнению с танком МВТ-70, снижены за счет отказа от УРС, автомата заряжания, регулируемой гидропневматической подвески и полной реверсивности движения. В то же время, после изучения опыта ближневосточного конфликта 1973 г., руководство ФРГ приняло решение о повышении требований к броневой защите танка «Леопард-2К» по сравнению с МВТ-70.
В отличие от танка МВТ-70 с размещенным в башне экипажем в составе трех человек танк «Леопард-2К» имеет классическое компоновочное решение и экипаж четыре человека. В отделении управления, у левого борта, размещен механик-водитель, справа от него установлена ФВУ. В отделении имеется аварийный люк для эвакуации экипажа и помещается часть боекомплекта. В боевом отделении находятся вооружение, приборы системы управления огнем, основная часть боекомплекта, наводчик, командир и заряжающий. Наводчик и командир расположены друг за другом справа от пушки, а слева от пушки — заряжающий. Боевое и моторнотрансмиссионное отделения разделены герметичной перегородкой. В МТО, кроме блока моторно-трансмиссионной установки, размещены два топливных бака. Стоимость «Леопарда-2К» должна составить не менее 500 тыс. дол.
Вопрос о типе пушки для нового танка окончательно не решен. В 1974 г. США, Великобритания, ФРГ и Франция подписали соглашение о необходимости выбора в 1975 г. единой пушки по результатам сравнительных испытаний 120 и 110-мм гладкоствольных пушек; 110-мм пушку разрабатывает английская фирма «Виккерс», а 120-мм — западногерманская фирма «Рейнметалл».
На опытных образцах танка «Леопард-2К» испытана 120-мм гладкоствольная пушка с вертикальным клиновым затвором и симметричными противооткатными устройствами. Для этой пушки предусмотрено два вида снарядов с частично сгораемыми гильзами — подкалиберный и кумулятивно-осколочный. Боекомплект составляет 41 унитарный выстрел. Бронепробиваемость этих снарядов существенно превышает бронепробиваемость подкалиберного и кумулятивного снарядов серийной 105-мм нарезной пушки. Заряжание пушки производится с помощью механизма облегчения заряжания с гидравлическим приводом, который подает выстрел на линию заряжания. Этот механизм представляет собой подъемник, качающийся вместе с пушкой. Досылание выстрела в зарядную камору пушки производится вручную. Цикл заряжания составляет примерно 6 с.
В качестве вспомогательного вооружения предусмотрен спаренный с пушкой 7,62-мм" пулемет. Огонь из пушки и спаренного пулемета могут вести как наводчик, так и командир, имеющие свои пульты управления и прицелы. На опытных образцах в качестве зенитного вооружения использовался 7,62-мм пулемет в открытой установке с дистанционным приводом. В дальнейшем в качестве зенитного вооружения предполагается использовать разрабатываемую в США 25-мм автоматическую пушку «Бушмастер».
Кроме установленных на бортах башни танка восьми дымовых гранатометов, на крыше башни для ведения ближнего боя имеется специальный управляемый по азимуту гранатомет, стреляющий разрывными гранатами со стальными шариками (275 г взрывчатого вещества и 2800 стальных шариков диаметром 4 мм).
На танке «Леопард-2К» использована новая система управления огнем «Цейс», выполненная в блочном исполнении и объединяющая в один комплекс комбинированный («день-ночь») панорамный прицел командира, оптический и лазерный прицел-дальномеры наводчика, телевизионный ночной прибор кругового обзора с теплопеленгатором, поворотный ксеноновый прожектор, электронный баллистический вычислитель и высокоточный стабилизатор. Кроме того, имеется дополнительный комбинированный телескопический прицел наводчика. Система управления огнем обеспечивает увеличение дальности действительной стрельбы по сравнению с танком «Леопард-1А4».
Командир имеет круговой обзор за счет наличия панорамного прицела и восьми перископических смотровых приборов. Панорамный прицел имеет дневную и ночную подсветочно-бесподсветочную ветви со стабилизированной линией прицеливания. Увеличение — 8х; поле зрения дневной ветви 6°; дальность видения ночью — 1,5 км.
Наводчик оснащен двумя прицелами и одним перископическим смотровым прибором. Стереоскопическо-лазерный прицел-дальномер имеет поле зрения 5° и 2,5° и увеличение 8 и 16 х. Точность измерения лазерным дальномером составляет 0,34-1,0% от дальности. Оптический дальномер, имеющий базу 1,72 м, используется для контроля случайных ошибок лазерного дальномера и служит одновременно резервной системой. Телескопический комбинированный («день-ночь») прицел имеет увеличение 8 х.
Заряжающий оснащен одним перископическим смотровым прибором (поворотным), а механик-водитель — тремя. Один из дневных смотровых приборов механика-водителя может заменяться ночным подсветочно-бесподсветочным прибором.
Все оптические приборы имеют электрообогрев и систему обмыва стекол. Наиболее интересным является выдвижной ночной телевизионный прибор кругового обзора с теплюпе- ленгатором, работающий ночью и днем при низком уровне освещенности и передающий изображение на телевизионные экраны командира и наводчика. Высвечивание шкалы на кромке экрана позволяет определять координаты и дальность до цели.
Тепловой пеленгатор в сочетании с усилителем обеспечивает возможность обнаружения хорошо замаскированных объектов по их тепловыделению с передачей импульса на телевизионный экран. Прибор расположен в кормовой нише башни за броневыми крышками. В выдвинутом положении он может вращаться на 360°. В дальнейшем на танке взамен этого прибора предполагается установить отрабатываемый в США для танков М-60А4 и ХМ-1 тепловизор.
Рядом с телевизионным прибором в кормовой нише башни установлен выдвижной ксеноновый прожектор для подсветки цели обычными и ИК-лучами. Ось прожектора связана с линией визирования прицелов командира и наводчика.
В танке имеется электронный баллистический вычислитель. Он автоматически вырабатывает величину бокового упреждения, изменение дальности до цели за счет собственного движения, а также поправки на температуру заряда, боковой ветер, износ канала ствола и крен оси цапф; при необходимости поправки могут вводиться вручную.
На опытных образцах танка испытывались электрогидравлические приводы системы управления поворотом башни и наведения пушки, которая включает в себя и 2-плоскостной стабилизатор. В дальнейшем по соображениям огнестойкости предполагается перейти на электрическую систему наведения.
Важной особенностью танка является наличие встроенной контрольно-проверочной аппаратуры для быстрого определения неисправности указанных выше приборов системы управления огнем.
Защита танка «Леопард-2К» значительно усилена, по сравнению с танком «Леопард-1», за счет использования разнесенной комбинированной брони, которая должна обеспечивать защиту лобовой части от подкалиберного снаряда 105-мм нарезной пушки и кумулятивных средств, пробивающих 550-мм броню. Толщина бортовой брони достигает 90 мм. Имеются сплошные откидные резинометаллические бортовые противокумулятивные экраны.
Характерной особенностью броневой защиты танка «Леопард-2К» является использование больших углов наклона брони для верхнего лобового листа (75°) корпуса и углов подворота передних лобовых листов башни (65°), мощной клиновидной броневой маски башни, а также комбинированной брони для корпуса и башни с применением высокопрочной катаной броневой стали.
Большое внимание уделено обеспечению живучести танка за счет амортизации приборов, выноса топлива из обитаемых отделений, расположения боекомплекта ниже уровня погона башни, уменьшения ослабленных зон, герметичного исполнения системы охлаждения, полного бронирования топлива, наличия дублирующих систем и т. д.
Недостатком защиты танка «Леопард-2К» является большая бортовая проекция и наличие кормовой ниши башни.
Для уменьшения вероятности попадания ПТУРСов противника используются дымовые гранатометы и ксеноновый прожектор. Танк имеет специальную деформирующую защитную окраску, уменьшающую вероятность обнаружения, и специальное покрытие выхлопных коллекторов для повышения тепломаскировки.
На танке «Кайлер» был установлен подбой. Сведения о наличии подбоя на танке «Леопард-2К» отсутствуют, однако вероятность установки подбоя имеется. Танк оборудован ФВУ, работающей под разряжением.
К подвижности танка «Леопард-2К» были предъявлены высокие требования в отношении приемистости, плавности хода, поворотливости, проходимости и тормозных качеств. Особенно большие требования предъявляются к приемистости, необходимой, по мнению западногерманских специалистов, для современного быстротечного боя. Танк, как они считают, должен предельно быстро выскакивать из-за укрытия, поражать цель и быстро перемещаться к следующему укрытию, что должно затруднить противнику ведение прицельного огня.
«Леопард-2К» имеет удельную мощность 30 л.с./тс, дублированное управление движением от командира, возможность бесступенчатого управления поворотом. Он может двигаться со средней скоростью 45 км/ч и после кратковременной подготовки (5-6 мин) преодолевать глубокий брод до 2,2 м.
Особенностью этого танка, так же, как и танка «Леопард-1», является возможность движения задним ходом со скоростью 30 км/ч. Включение передачи заднего хода производится без остановки танка. Управление движением при этом берет на себя командир.
Блочная моторно-трансмиссионная установка разработана производственным объединением MTU (Мотор-Турбин-Унион), включающим ведущие дизельные и газотурбинные фирмы, а также фирмы изготовители трансмиссий, радиаторов, вентиляторов, воздухофильтров и т. д.
В качестве силовой установки на опытных' образцах танка «Леопард-2К» использовался 12-цилиндровый V-образный четырехтактный многотопливный дизель с турбонаддувом МВ873-Ка500, развивающий мощность 1500 л.с., т. е. 125 л.с. в цилиндре. Этот двигатель при том же диаметре цилиндра (165 мм), что и у 10-цилиндрового двигателя танка «Леопард-1», имеет меньшую (на 90 мм) высоту за счет уменьшения хода поршня со 175 до 155 мм, и большую длину на 332 мм.
На дизеле установлено два турбокомпрессора и два теплообменника для промежуточного охлаждения воздуха после наддува. Все навесные агрегаты размещаются внутри контуров прямоугольника, определяемого длиной, шириной и высотой двигателя. Система охлаждения — жидкостная, герметичная. В нее входят два кольцевых радиатора, внутри которых установлены два вентилятора с регулируемым приводом в зависимости от теплового режима двигателя. При разгоне вентиляторы отключаются с целью экономии мощности. Потери (на режиме максимальной мощности) на привод агрегатов системы охлаждения составляют 200 л.с.
Кроме основного двигателя, на танке установлен вспомогательный 2-цилиндровый четырехтактный многотопливный дизельный двигатель жидкостного охлаждения мощностью 22 л.с. Он используется для разогрева основного двигателя при низких температурах и подзарядки аккумуляторных батарей.
Объем забронированного топлива составляет примерно 1650 л.
Выбор трансмиссии произведен, главным образом, по соображениям обеспечения легкости управления танком в боевых условиях малоквалифицированным водителем и возможности дублированного управления командиром.
Гидромеханическая реверсивная трансмиссия типа HSWL-354/3 фирмы «Ренк» состоит из гидротрансформатора, планетарной 4-ступенчатой коробки передач, двух гидромуфт, бесступенчатого гидрообъемного механизма поворота и гидродинамического тормоза, смонтированных в одном картере. Гидротрансформатор имеет автоматическую блокировку. Коробка передач состоит из трех планетарных рядов с дисковыми тормозами.
Тормозная система состоит из гидродинамического тормоза (ретардера) и двух механических дисковых остановочных тормозов. Тормозная система обеспечивает экстренное торможение танка с максимальной скорости до полной остановки за 3,6 с и позволяет выдерживать постоянно заданную интенсивность торможения независимо от скорости движения. Бортовые редукторы — планетарного типа. При необходимости управление танком может производиться дистанционно по кабелю или радиоканалу.
На каждом борту танка установлено по семь двускатных обрезиненных разъёмных опорных катков (диаметр 700 мм) с алюминиевыми дисками и по четыре поддерживающих катка. Моноторсионная подвеска танка (диаметр торсиона 62 мм) обеспечивает динамический ход катков 320 мм.
На первом, втором, шестом и седьмом опорных катках установлены соосные многодисковые фрикционные амортизаторы. По данным печати, выбор фрикционных амортизаторов вместо гидравлических сделан в основном из соображений обеспечения высокой точности стрельбы с ходу и отсутствия необходимости их обслуживания. Кроме того, асимметричные телескопические гидроамортизаторы с компенсационной камерой танка «Леопард-1» способствовали уменьшению клиренса в динамике, что снижало проходимость танка. Фрикционные амортизаторы обеспечивают стабильный клиренс танка в динамике.
На танке применяется гусеница шириной 635 мм с резинометаллическим шарниром и обрезиненной беговой дорожкой. Ведущее колесо имеет центральное направляющее кольцо для повышения устойчивости гусеницы. Для движения по дорогам с твердым покрытием на траки гусениц могут устанавливаться асфальтоходные подушки, а для движения танка по скользким и обледенелым дорогам — стальные грунтозацепы-шпоры.
Для преодоления брода без подготовки на танке имеется встроенная система клапанов, рассчитанная на глубину 2,2 м. Система ОПВТ аналогична системе танка «Леопард-1».
Для питания электроэнергией потребителей имеются генератор переменного тока мощностью 20 кВт, смонтированный на основном двигателе, генератор вспомогательного двигателя мощностью 9 кВт, шесть аккумуляторных батарей с индукционным электрообогревом общей емкостью 300 А-ч. Кроме того, имеется аварийная аккумуляторная батарея для питания радиостанции и приборов системы управления огнем.
При создании танка уделено большое внимание повышению эксплуатационных качеств за счет свободного размещения экипажа, хорошей ремонтопригодности (время замены МТУ 15 мин), установки кондиционеров и др.
Выводы
Танк «Леопард-2К» обладает высокой огневой мощью, значительной броневой защитой и хорошей подвижностью. Эта машина превосходит танки второго послевоенного поколения и имеет большие резервы для дальнейшего совершенствования. Недостатки танка — значительная бортовая проекция башни и относительно слабое зенитное вооружение.
Танк ХМ-1 (США)
С 1972 г. проектно-конструкторскими центрами фирм «Крайслер» и «Дженерал моторе» разрабатывается на конкурсной основе танк ХМ-1. Эта работа включена в комплексную программу перевооружения сухопутных войск, реализация которой к 1980 г. считается одной из важнейших национальных задач США. До 1975 г. на ОКР по танку ХМ-1 ассигновано около 200 млн. дол. Предполагается разместить заказ на 3312 машин.
Рис. 2. Конструктивно-компоновочная схема танка ХМ-1
В период 1963-1970 гг. в ходе совместных с ФРГ работ по танку МВТ-70 был создан определенный задел по газотурбинному и дизельному двигателям мощностью 1500 л.с., гидрообъемно-механической трансмиссии, ходовой части и новому приборному комплексу, опираясь на который руководство США планирует завершить отработку танка ХМ-1 до 1980 г. На ОКР по танку МВТ-70 было истрачено 100 млн. дол. Стоимость серийного танка не должна превышать 500 тыс. дол.
После изучения результатов ближневосточного конфликта 1973 г. тактико-технические требования к танку ХМ-1 были ужесточены, особенно в отношении броневой защиты. Перед конструкторами поставлена задача — обеспечить танку ХМ-1 защиту лобовой поверхности от ПТУРС и бортовой — от ручных противотанковых гранатометов. Высокие требования были предъявлены и к обеспечению живучести танка после пробития брони.
В 1975 г. фирмы «Крайслер» и «Дженерал моторс» должны изготовить первые опытные образцы танков ХМ-1 с различными МТО. На опытных образцах фирмы «Крайслер» устанавливаются газотурбинные двигатели AGT-1500, а на образцах фирмы «Дженерал моторс» — дизельные двигатели воздушного охлаждения AVCR-1360-2 с переменной степенью сжатия. В 1976 г. по результатам конкурсных испытаний опытных образцов танка ХМ-1 с различным техническим исполнением МТО должно быть принято решение о выборе одного двигателя. Предполагаются также сравнительные (испытания победителя этого конкурса с танком «Леопард-2AV».
В дальнейшем планируется начать изготовление партии опытных образцов для войсковых испытаний, намеченных на 1978-1979 гг.
Танк ХМ-1 имеет классическое компоновочное решение и экипаж четыре человека (рис. 2). Высота его снижена по сравнению с танком М-60А1 на 400 мм и составляет 2350 мм (по крыше башни). В отделении управления у левого борта размещен механик-водитель, справа от него расположена часть боекомплекта. В боевом отделении находятся вооружение, приборы системы управления огнем, основной боекомплект, наводчик, командир и заряжающий. Наводчик и командир расположены друг за другом справа от пушки, слева от пушки — место заряжающего. Боевое и моторно-трансмиссионное отделения разделены герметичной перегородкой. В МТО размещен блок моторно-трансмиссионной установки и два топливных бака.
Выбор
основного вооружения для танка ХМ-1 пока не произведен, как и для «Леопарда-2К».
На этом танке предполагается установить пушку, которая покажет лучшие результаты
на сравнительных испытаниях в 1975 г. Наиболее вероятными конкурсными образцами
на этих испытаниях будут гладкоствольные пушки калибра 110 и 120 мм, созданные в Англии и ФРГ.
В качестве спаренного вооружения намечена 25-мм автоматическая пушка «Бушмастер», устанавливаемая справа от основного вооружения. Спаренная пушка установлена в связи с выявившейся в ходе боевых действий на Ближнем Востоке недостаточной эффективностью 7,62-мм пулемета против танкоопасной живой силы. Предполагается, что установка пушки «Бушмастер» позволит при стрельбе по целям типа БТР, БМП и живой силе сэкономить основной боекомплект. Огонь из основной и спаренной пушек могут вести как наводчик, так и командир.
На командирской башенке установлен 12,7-мм зенитный пулемет с дистанционным управлением, а над люком заряжающего — 7,62-мм «пулемет или 40-мм гранатомет.
На танке ХМ-1 применена система управления огнем, включающая лазерный прицел-дальномер, электронный баллистический вычислитель и высокоточный стабилизатор с электромеханическим приводом. Предусмотрены тепловизионные ночные приборы, поэтому прожектор отсутствует.
Защита танка ХМ-1 существенно усилена по сравнению с танком М-60А1. В печати подчеркивается, что создание этого танка поставлено в прямую зависимость от успеха разработки брони нового типа. Произведенный на Абердинском полигоне отстрел карточки лобовой брони ХМ-1 показал, что ее не пробивает ПТУРС «Шиллейла». Для защиты от РПГ предусмотрены сплошные бортовые противокумулятивные экраны.
Большое внимание уделено обеспечению живучести танка после пробития брони. Топливные баки имеют самозатягивающиеся стенки и наполняются полиуретановой пеной. Предусмотрена специальная локальная защита боекомплекта. Защита от ОВ, БС и радиоактивных частиц обеспечивается за счет установки ФВУ.
В соответствии с требованиями министерства армии США на танке должен быть установлен двигатель мощностью 1500 л.с. в сочетании с гидрообъбмно-механической трансмиссией. На опытных образцах фирмы «Крайслер» установлен трехвальный ГТД AGT-1500 компании «Лайкоминг» с теплообменником. На опытных образцах фирмы «Дженерал моторс» установлен многотопливный 12-цилиндровый четырехтактный дизельный двигатель воздушного охлаждения AVCR-1360-2 с переменной степенью сжатия. Двигатель снабжен двумя вентиляторами с регулируемым приводом. Он выполнен в герметичном исполнении и приспособлен к работе в воде.
Разница в объемах между МТО с ГТД и с дизелем, с учетом добавления 400 л топлива для компенсации повышенного расхода ГТД, составляет 0,5 м3, а в весе — 400 кгс в пользу ГТД.
Трансмиссия — ХНМ-1500-2 гидрообъемно-механическая с тремя передачами переднего и заднего хода и аксиально-поршневыми гидромашинами. Торможение осуществляется гидродинамическими и многодисковыми механическими тормозами.
Ходовая часть — шестикатковая с трубчато-стержневой подвеской и встроенными соосными лопастными гидроамортизаторами на всех катках. Гусеницы металлические шириной 640 мм, с обрезиненными беговыми дорожками и резинометаллическими шарнирами последовательного типа. Имеются съемные асфальтоходные подушки.
Выводы
Танк ХМ-1
может обладать самыми высокими боевыми свойствами среди танков третьего
поколения за счет наиболее мощной броневой защиты при меньшем боковом силуэте
по сравнению с танком «Леопард-2К».
Танк «74» (Япония)
Разработка нового танка «74» (рис. 3) в Японии была начата в 1964 г. На его создание затрачено 11 лет. Необходимость создания нового танка вызывалась тем, что находящийся с 1961 г. в серийном производстве танк «61» с 90-мм пушкой уступал по боевым свойствам почти всем танкам других стран.
Основными
требованиями, поставленными перед разработчиками нового танка «74», явились
повышение его огневой мощи, защиты и подвижности по сравнению с танком «61» до
уровня модернизированных танков США и ФРГ.
Рис. 3. Конструктивно-компоновочная схема танка «74»
Разработка танка велась фирмой «Мицубиси» с привлечением ряда других японских компаний. «Мицубиси» имеет опыт производства танков со времен второй мировой войны. На заводе этой фирмы в Токио в период 1961-1972 гг. велось производство первого послевоенного японского танка «61». Общее руководство работами по созданию танка «74» осуществляли научно-исследовательский институт и управление национальной обороны Японии. При этом широко использовался опыт танкостроения США, ФРГ, Англии, Франции и Швеции. Однако все агрегаты для новой машины были разработаны в Японии, за исключением 105-мм пушки, конструкция которой заимствована у английской фирмы «Виккерс» и должна изготовляться в Японии по лицензии.
К 1966 г. основные агрегаты танка «74» были испытаны в стендовых условиях и на специальном ходовом макете. К этому же времени был построен деревянный макет в натуральную величину для уточнения компоновки агрегатов и приборов внутри машины, а также для отработки вопросов обитаемости и удобства выполнения экипажем своих функций.
Большое внимание при создании танка было уделено снижению его высоты. С этой целью, в частности, применена гидропневматическая подвеска, позволяющая изменять клиренс машины от 200 до 600 мм.
Сборка опытных образцов танка была закончена в сентябре 1969 г., после чего проведены их технические Испытания. В 1971-1972 гг. фирмой «Мицубиси», с учетом результатов этих испытаний, была изготовлена вторая партия опытных образцов, испытания которых велись в 1973-1974 гг. По предварительным данным, доводка конструкции нового танка завершена, и он принят на вооружение. Серийное производство танков «74» должно было начаться в 1975 г. (60 танков в год). Стоимость танка составляет 456 тыс. дол.
Новый танк имеет обычную классическую компоновку. В боевом отделении размещаются командир, наводчик и заряжающий, а механик-водитель находится слева в отделении управления.
В качестве основного вооружения применена 105-мм английская танковая пушка L-7АЗ с измененным противооткатным устройством (тормоз отката и накатник модернизированы в Японии). Установка на новом японском танке этой пушки дает возможность использовать боеприпасы, общие для армий стран НАТО. В дальнейшем на танке может быть установлено вооружение танков «Леопард-2К» или ХМ-1.
Для обеспечения стрельбы с ходу в танке установлен 2-плоскостной стабилизатор вооружения. Приводы наведения пушки — электрогидравлические. Командир танка имеет дублированные приводы управления огнем и движением.
В системе управления огнем имеется лазерный дальномер и электронный баллистический вычислитель. У наводчика установлены дневной перископический и комбинированный («день-ночь») телескопический прицелы. У командира имеется комбинированный перископический прицел. Прожектор белого и ИК-света крепится на маске пушки. Перископические приборы наблюдения установлены у командира танка (шесть), у механика-водителя (три) и у наводчика и заряжающего (по одному прибору).
Боекомплект танка составляет около 50 выстрелов. Выстрел подается в пушку с помощью механизма облегчения заряжания, который снаряжается вручную.
В качестве вспомогательного вооружения на танке установлены 7,62-мм пулемет, спаренный с пушкой, и 12,7-мм зенитный пулемет. Управление стрельбой из зенитного пулемета, установленного на крыше башни слева, осуществляется дистанционно заряжающим. На бортах башни установлены два трехствольных дымовых гранатомета.
Корпус танка сварной (из стальных катаных листов), башня литая. Она имеет обтекаемую форму с большими углами наклона брони. Танк оборудован ФВУ.
В танке «74» установлен двухтактный 10-цилиндровый многотопливный дизельный Двигатель фирмы «Мицубиси», унифицированный с двигателями быстроходных катеров. Двигатель У-образный, с развалом цилиндров под углом 90°. Максимальная мощность двигателя 870 л.с. при 2200 об/мин. Этот двигатель, как и предыдущие фирмы «Мицубиси», имеет традиционное для японского танкостроения воздушное охлаждение. Двигатель снабжен двумя турбокомпрессорами, каждый из которых соединен шестеренчатой передачей с коленчатым валом.
Комбинированный привод компрессоров улучшает приемистость двухтактного двигателя. Вентиляторы системы охлаждения установлены горизонтально между двумя блоками двигателя. При максимальной частоте вращения на привод двух вентиляторов затрачивается 120 л.с.
Основным источником электрической энергии является генератор мощностью 6 кВт. В танке установлены аккумуляторные батареи общей емкостью 280 А-ч.
Трансмиссия танка гидромеханическая типа «Кросс-Драйв» и имеет шесть передач переднего и одну передачу заднего хода. В качестве механизма поворота применен двойной дифференциал, объединенный с коробкой передач в одном блоке.
Ходовая часть танка состоит из гидропневматической подвески, пяти двускатных обрезиненных катков на борт, гусениц с резинометаллическими шарнирами, ведущих и направляющих колес. Подвеска обеспечивает танку переменный клиренс, а также возможность наклона на правый или левый борт; она позволяет изменять высоту танка на 400 мм. Танк способен преодолевать водные преграды по дну с помощью ОПВТ.
На базе танка «74» разрабатываются 155-мм самоходное орудие, РЭМ и мостоукладчик.
Выводы
Японский танк «74» при меньшем весе и силуэте по показателям огневой мощи и подвижности примерно равноценен модернизированным танкам второго поколения США и ФРГ (М-60А4 и «Леопард- 1А2»). В то же время, по сравнению с танками третьего поколения (ХМ-1, «Леопард-2К»), японский танк имеет меньшую огневую мощь, более слабую броневую защиту и худшую подвижность. Шасси танка не имеет резервов для последующей модернизации. Не исключено, что в дальнейшем на танк «74» может быть установлена новая пушка НАТО калибра 110-120 мм, которая будет принята для танков ХМ-1 и «Леопард-2К».
Заключение
Анализ особенностей зарубежных основных танков второго и третьего поколений показывает, что в 1960-1970 годах ФРГ удалось восстановить танковое производство и выйти на ведущее место в зарубежном танкостроении. Модернизированный танк «Леопард-1А4» с усиленной броневой защитой и новой системой управления огнем признан в 1974 г. лучшим зарубежным танком второго послевоенного поколения.
Монополии ФРГ с помощью танков «Леопард-1А4» вытеснили танки других капиталистических стран с европейских рынков сбыта и начали наступление на рынки сбыта в Австралии и Азии.
США прилагают большие усилия по модернизации танка М-60А1 к 1977 г., с тем чтобы поднять его характеристики до уровня танка «Леопард-1А4». Однако значительные габаритные размеры М-60А1 по высоте не позволят ему конкурировать с западногерманским танком.
ФРГ сумела обогнать другие капиталистические страны и в реализации работ по танку третьего послевоенного поколения, имеющего существенный отрыв по огневой мощи, броневой защите и подвижности от лучших танков второго поколения. Танк «Леопард-2К» может быть поставлен на серийное производство с 1977 г.
США стремятся создать танк ХМ-1, превосходящий танк «Леопард-2К», однако промышленное освоение нового американского танка может произойти не раньше 1980 г. Американцам предстоит решить серьезные проблемы, связанные с созданием принципиально новой брони, газотурбинного двигателя и гидрообъемно-механической трансмиссии. В то же время США обладают наибольшими по сравнению с другими капиталистическими странами производственными возможностями для массового изготовления танков второго и третьего поколений.
Определенных успехов добилось японское танкостроение, занимавшее последнее место при создании танков второго поколения. Новый японский танк третьего поколения достиг уровня лучших американских и западногерманских танков второго поколения, но уступает разрабатываемым танкам «Леопард-2К» и ХМ-1.
Среди танков других капиталистических стран заслуживают внимания английские и французские танки второго поколения «Чифтек» Мк3/3 и АМХ-63, превосходящие по своим боевым качествам танки pz 68 (Швейцария), Strv 103 (Швеция), «Виджаянта» (Индия) и «61» (Япония). Однако в создании танков третьего поколения западноевропейские капиталистические страны значительно отстали от ФРГ и США.
ЛИТЕРАТУРА
«Armor», 1972—1974.
«Armed Forces Journal», 1972—1974.
«Army Times», 1973—1974.
«Army Research and Development», 1973—1974.
«Army», 1973—1974.
Demand Carbo. Tanks. N.Y., 1971.
leks Robert. Tanks and Armored Vehicles. L., 1970.
«International Defense Review», 1971—1974.
«Interavia», 1971—1974.
Knecht R. Kampfpanzer Leopard. München, 1972.
«L'Armee», 1972—1974.
Macksej Kenneth. Tank. N. Y., 1971.
Oswald. Kraftfahrzeige und Panzer der Reichswehr, Wehrmacht und Bundeswehr. München, 1971.
Ogorkiewicz R. M. Armored Forces, N.' Y., 1970.
Ogorkiewicz R. M. Design and Development of Fighting Vehicles. L., 1968.
«Soldat und Technik», 1971—1974.
Tank data P. 1 and .2. Aberdeen Proving Ground, 1969. «Truppendienst», 1972—1974.
«Wehrtechnik», 1971—1974.
«Wehr und Wirtschaft», 1972—1974.
Комментариев нет:
Отправить комментарий