Рубрики

понедельник, 4 февраля 2019 г.

Перспективы развития бронетанкового вооружения и техники и военной автомобильной техники для Вооружённых Сил Российской Федерации. Отечественное бронетанковое вооружение XXI века



Шевченко Александр Александрович, начальник Главного автобронетанкового управления Министерства обороны Российской Федерации, к.т.н., генерал-лейтенант

Опыт ведения военных действий конца XX и начала XXI века подтвер­ждает выводы специалистов о со­хранении места и роли Сухопутных войск в вооруженных конфликтах, локальных и региональных войнах современности. По взглядам коман­дования Сухопутных войск, в первой половине XXI века танковые войска останутся их главной ударной силой. Основу танковых войск составят тан­ковые соединения и танковые баталь­оны мотострелковых бригад.





Специалистами признается, что сложившаяся в XX веке система раз­работки и производства танков обес­печила нашей стране лидирующее положение в мире вплоть до конца 80-х годов. Лидерство было утрачено в 90-е годы XX века в связи: с прогрес­сирующим отставанием промышлен­ности России в развитии критических военных технологий, дезориентацией в целях и во временных рубежах раз­вития танков, деградацией системы опережающих научных исследова­ний и танкостроительной отрасли в целом. За рубежом полученное преимущество последовательно нара­щивалось вплоть до начала XXI века путем модернизации танков, однако в последующем темпы роста их воен­но-технического уровня значительно снизились.


В настоящее время имеется доста­точное количество признаков вступ­ления существующего зарубежного поколения танков в фазу «морального старения». Это выражается в отсут­ствии возможностей скачкообразно­го повышения путем модернизации уровня основных боевых свойств (защищенности, огневой мощи, по­движности, командной управляемо­сти) с опорой на имеющиеся принци­пиальные и технологические основы. Данное обстоятельство приобрело особую актуальность и в отношении отечественных танков, имеющих меньшие габариты, массу и, следова­тельно, потенциал для модернизации.




Не без основания опасаясь зна­чительных потерь личного состава и техники при ведении ближнего огневого боя, за рубежом ориентиру­ются на возможности высокоточного оружия (ВТО) и дальнобойных про­тивотанковых ракетных комплексов. Отечественное бронетанковое воору­жение и технику (БТВТ) предполага­ется массово выводить из строя ещё до приближения подразделений к ру­бежу ближнего огневого боя, воздей­ствуя, главным образом, на верхнюю проекцию машин. В этой связи, в пе­риод до 2030 года технический облик и уровень основных боевых свойств отечественных образцов БТВТ будут формироваться под влиянием этой концептуальной установки.
В сложившихся условиях в Российской Федерации принято решение о принципиальном измене­нии подходов к созданию перспек­тивных образцов БТВТ. Было учтено, что современные вооруженные силы должны быть способны к осуществле­нию быстрого маневра силами и сред­ствами. Это потребовало ограничения боевой массы создаваемых образцов БТВТ до уровня, обеспечивающего перевозку всеми видами транспор­та, способность совершать марши на большие расстояния по дорогам и колонным путям, уверенно дви­гаться по пересеченной местности, преодолевая типичные естественные и искусственные препятствия.
В ходе конструирования новой бронетанковой техники были применены самые современные подходы:
  • модульность — использование готовых (ранее разработанных) модулей вооружения, защиты, силовых установок;
  • блочность — возможность устанавливать и быстро заменять блоки
  • базовость — возможность созда­ния (на основе унифицированных платформ) платформ и шасси ши­рокого спектра боевых и обеспечи­вающих машин;
  • встраиваемость — возможность применять новые образцы БТВТ в границах единого информацион­но-разведывательного простран­ства.




Завершаемый в разработке танк «Армата» (Т-14) обеспечивает луч­шую защиту экипажа и выполнение боевых задач в новых условиях бое­вого применения. Учитывалось, что машина должна быть относительно легкой и не очень дорогой. В связи с этим компоновка танка революци­онно отличается от состоящих на во­оружении зарубежных образцов: боевой модуль (башня) необитаем, экипаж из трех человек размещен в носовой части корпуса в отдель­ном бронированном отсеке (капсу­ле). Обеспечиваются самые высокие требования к эффективности поис­ка и распознавания целей, стрель­бы и автоматизации боевой работы экипажа. Впервые в отечественной практике танкостроения создан так называемый «электронный борт»: все системы машины связаны и управля­ются в автоматизированном режиме с помощью бортовой информационно-управляющей системы (БИУС).
На базе танка Т-14 создан опыт­ный образец БМП с передним распо­ложением силовой установки и раз­мещением десанта в кормовой части машины (Т-15). Основным выходом для десанта является кормовая ап­парель. Необходимо подчеркнуть, что создание тяжелой БМП вызвано потребностью в обеспечении рав­ной защищенности и подвижности
боевых машин при совместных дей­ствиях мотострелкового и танкового подразделений на урбанизированной местности и при прорыве подготов­ленной обороны противника.
В условиях мощного воздействия современных противотанковых средств (ПТС) на боевые маши­ны атакующего эшелона и в связи с невозможностью гарантированно защитить экипаж и десант даже тя­желых БМП обострилась проблема непосредственной огневой поддерж­ки атакующих танков. В предвидении такой ситуации в России в начале XXI века была создана боевая маши­на поддержки танков (БМПТ). Таким образом, сформировалась боевая си­стема наземного атакующего эшелона, способная эффективно действовать в ближнем бою. Она включает танк, боевую машину его непосредственной огневой поддержки (БМПТ) и тяже­лую БМП.




Для мотострелковых подразделе­ния в рамках ОКР «Курганец-25» со­здается новые гусеничные БТР, БМП и бронированная ремонтно-эвакуа­ционная машина (БРЭМ). Посадка и высадка десанта БТР и БМП про­изводится через откидывающуюся аппарель в кормовой части корпуса. Боевые модули всех машин также не­обитаемые (дистанционно управляе­мые). Пушечные и пулеметные бое­вые модули (башни) машин по ОКР «Курганец-25» унифицированы с БМП и БТР по ОКР «Бумеранг». Все машины имеют «электронный борт».
Боевые колесные машины (БКМ) продолжают оставаться одним из со­временных видов бронетанкового во­оружения, несмотря на ограничения по нагрузке на колесный движитель, меньшую проходимость по пересе­ченной местности и более слабую, по сравнению с гусеничными бро­нированными машинами, защищен­ность. Вместе с тем, БКМ обладают лучшей подвижностью (при движе­нии по дорогам общего пользования), что повышает мобильность войско­вых формирований.
В рамках ОКР «Бумеранг» про­водится разработка БТР (К-16) и БМП (К-17). Создаваемые в ОКР «Бумеранг» машины также имеют «электронный борт», обеспечивают высадку десанта через кормовую ап­парель, имеют необитаемые пушеч­ные и пулеметные боевые модули (башни), унифицированные с БМП и БТР по ОКР «Курганец-25».
В конструкцию новых бронирован­ных машин заложен высокий модер- низационный потенциал, позволяю­щий оперативно внедрять в них более совершенные составные части, блоки и модули. При максимально возмож­ном повышении уровня защищен­ности сохранены возможности пре­одоления машинами «Курганец-25» и «Бумеранг» водных преград без предварительной подготовки, что связано с необходимостью выполне­ния положений действующих Боевых уставов в Сухопутных войсках России о форсировании водных преград мо­тострелковыми подразделениями в наступлении «с ходу».
Все создаваемые перспективные машины приспособлены к пере­возкам железнодорожным, мор­ским и воздушным транспортом, а машины по ОКР «Курганец-25» и «Бумеранг» — к выгрузке и погрузке в десантные корабли с воды. На базе гусеничных и колесных БТР и БМП по ОКР «Армата», «Курганец-25» и «Бумеранг» может быть создана широкая гамма бронированных ма­шин Сухопутных войск различного назначения массой от 20 до 60 тонн.
Создание новых бронированных машин не означает отказ от модер­низации находящихся в войсках об­разцов БТВТ в рамках реализуемой ГАБТУ научно-технической полити­ки. В частности, предусмотрено даль­нейшее повышение характеристик серийных танков, БМП и БТР в грани­цах имеющегося модернизационного потенциала и с учетом критерия «эф­фективность — стоимость». По разработанным тактико-техническим заданиям созданы опытные образцы и проводятся их испытания.
Вместе с тем, начало разработ­ки принципиально новых образцов бронированных машин фактически открыло очередной этап развития отечественного БТВТ. На первой стадии данного этапа должны быть выработаны новые, соответствующие современным условиям и требовани­ям, формы взаимодействия ГАБТУ Минобороны России, головных ис­полнителей и соисполнителей ОКР, а также предприятий, участвующих в кооперации серийного производ­ства.
В первую очередь необходимо учитывать, что «блочно-модульный» принцип создания новых образцов БТВТ устанавливает и новые фор­мы их последующей модернизации. В частности, проявляется приори­тетность так называемой «последова­тельной модернизации» в виде уста­новки на серийный образец новых, хорошо отработанных и показавших свои преимущества модулей, блоков и систем по мере их создания.
Естественной формой работы ГАБТУ Минобороны России в этих условиях становится правильное определение направлений развития каждого образца, а также организация и сопровождение НИОКР по созда­нию новых модулей, блоков и систем, в том числе разрабатываемых пред­приятиями промышленности в ини­циативном порядке. Несомненно, это позволит более полно использовать возможности «частно-государствен­ного партнерства», повысит уровень конкурентоспособности разработок и обеспечит выход на намеченные руководством Российской Федерации рубежи оснащения Вооруженных Сил новейшими образцами БТВТ.
Военная автомобильная техника — это, по сути, автомобильная техника, созданная по тактико-техническим требованиям МО РФ, используемая под монтаж, буксировку комплексов различных видов оружия и средств, обеспечивающих ее применение.
В Вооруженных Силах России во­енная автомобильная техника являет­ся важным элементом. На шасси воен­ных автомобилей монтируется более 95% образцов и комплексов всего наземного подвижного вооружения, военной и специальной техники.
В настоящее время военная авто­мобильная техника является основой обеспечения тактической и опера­тивной подвижности подразделений и частей, Сухопутных и других видов и родов войск. Кроме того, измене­ние тактики боевых действий и спо­собов вооруженной борьбы привело к использованию вооружения на ав­томобильных шасси и защищенных автомобилях непосредственно в бое­вых порядках войск. Таким образом, на ближайшую, среднесрочную и дол­госрочную перспективу существует устойчивая тенденция усиления роли и места военной автомобильной тех­ники в Вооружённых Силах России.
От технического уровня военных автомобилей во многом зависит эф­фективность применения смонтиро­ванного или буксируемого ими воору­жения, выполнение маневра силами и средствами, а также полнота и свое­временность решения задач большин­ства видов боевого, технического и материального обеспечения боевых действий и повседневной деятельно­сти войск. Поэтому развитию военной автомобильной техники ГАБТУ МО РФ уделяет особое внимание.


Изменившиеся формы ведения боевых действий и развитие средств вооружённой борьбы потребовали ка­чественного обновления парка ВАТ и технического перевооружения при переходе к новому облику российских вооруженных сил.
Разработан ряд документов по реа­лизации единой военно-технической политики в области развития военной автомобильной техники, определяю­щих перспективы ее развития до 2025 года и последующие планируемые пе­риоды.
Благодаря ГАБТУ МО РФ удается решить главную задачу — обеспечить удовлетворение основных потреб­ностей Вооружённых Сил России ограниченным количеством базовых машин и их модификаций, увязать их развитие с программно-целевым планированием системы обороны государства.
Начальником ГАБТУ МО РФ перед автопроизводителями поставлены за­дачи по улучшению основных свойств перспективной военной автомобиль­ной техники, в том числе:
  • повышение характеристик состоя­щих на снабжении образцов или машин общетранспортного назна­чения до уровня современных тре­бований;
  • реализация импортозамещения при модернизации конструктивно-ком­поновочных решений образцов;
  • экономия материальных и финансо­вых средств при создании образцов за счет предприятий по сравнению с разработкой и производством но­вых образцов;
  • устранение недостатков, выявлен­ных в процессе эксплуатации об­разцов.


Военная автомобильная техни­ка по общим конструктивно-функ­циональным признакам и грузо­подъемности разделена на группы. Работы по решению поставленных Начальником ГАБТУ МО РФ задач спланированы для всех групп ко­лесной и гусеничной военной авто­мобильной техники. Их реализация позволит достичь:
  • рациональной структуры парка военной автомобильной техники Вооружённых Сил России;
  • паритета между отечественными военными автомобилями и зару­бежными;
  • повышения эффективности воен­ной автомобильной техники при снижении затрат на её разработку.
Всё это, в свою очередь, принесет
существенный положительный эф­фект для укрепления Вооружённых Сил Российской Федерации — гаранта безопасности государства.


Из сборника Бронетанковое вооружение и техника, военная автомобильная техника в Вооруженных Силах Российской Федерации – 2018.

1 комментарий:

  1. Все во славу ГАБТУ, да здравствует Шевченко! Но что-то, ни слова о том, что ГАБТУ практически потеряла свою роль в процессе создания перспективных, действительно новых образцов, БТВТ. Все, что перечислено в статье родом из СССР. О модернизации мог бы и не заикаться, только один "шедевр" ГАБТУ, Т-72Б3 чего стоит, зачем Т-95 уничтожили ?, о "Электронных бортах" можно просто промолчать, не зря кавычки поставили. А ТТЗ - читать стыдно, вот выдержка из одного из них - "Вероятность (частость) попадания каждым выстрелом не менее 0,55 артиллерийскими снарядами с месте и с ходу (при скорости движения танка по среднепересеченной местности 25-30км/ч) по неподвижным и движущимся со скоростью до 70 км/час целям типа "танк" (мишень №12 по КСТ-84)в основном режиме стрельбы наводчиком днем и ночью с использованием ... должна обеспечиваться на дальностях:
    - бронебойно подкалиберным снарядом - не менее 2000 м;
    - кумулятивным снарядом - не менее 1800 м;
    ..." - ну и так далее, про подготовку первого выстрела там еще интереснее, но не буду приводить.
    Так вот, хотелось посмотреть, как эти требования выполнят его сотрудники вместе с ним, хотя бы на "Таковом биатлоне", не говоря уже о боевых условиях,с модернизированных под его руководством машин?

    ОтветитьУдалить

Follow by Email