Шевченко Александр
Александрович, начальник Главного автобронетанкового управления Министерства
обороны Российской Федерации, к.т.н., генерал-лейтенант
Опыт ведения
военных действий конца XX и начала XXI века подтверждает выводы специалистов о
сохранении места и роли Сухопутных войск в вооруженных конфликтах, локальных и
региональных войнах современности. По взглядам командования Сухопутных войск,
в первой половине XXI века танковые войска останутся их главной ударной силой.
Основу танковых войск составят танковые соединения и танковые батальоны
мотострелковых бригад.
Специалистами
признается, что сложившаяся в XX веке система разработки и производства танков
обеспечила нашей стране лидирующее положение в мире вплоть до конца 80-х
годов. Лидерство было утрачено в 90-е годы XX века в связи: с прогрессирующим
отставанием промышленности России в развитии критических военных технологий,
дезориентацией в целях и во временных рубежах развития танков, деградацией
системы опережающих научных исследований и танкостроительной отрасли в целом.
За рубежом полученное преимущество последовательно наращивалось вплоть до
начала XXI века путем модернизации танков, однако в последующем темпы роста их
военно-технического уровня значительно снизились.
В настоящее
время имеется достаточное количество признаков вступления существующего
зарубежного поколения танков в фазу «морального старения». Это выражается в
отсутствии возможностей скачкообразного повышения путем модернизации уровня
основных боевых свойств (защищенности, огневой мощи, подвижности, командной
управляемости) с опорой на имеющиеся принципиальные и технологические основы.
Данное обстоятельство приобрело особую актуальность и в отношении отечественных
танков, имеющих меньшие габариты, массу и, следовательно, потенциал для
модернизации.
Не без
основания опасаясь значительных потерь личного состава и техники при ведении
ближнего огневого боя, за рубежом ориентируются на возможности высокоточного
оружия (ВТО) и дальнобойных противотанковых ракетных комплексов. Отечественное
бронетанковое вооружение и технику (БТВТ) предполагается массово выводить из
строя ещё до приближения подразделений к рубежу ближнего огневого боя, воздействуя,
главным образом, на верхнюю проекцию машин. В этой связи, в период до 2030
года технический облик и уровень основных боевых свойств отечественных образцов
БТВТ будут формироваться под влиянием этой концептуальной установки.
В сложившихся
условиях в Российской Федерации принято решение о принципиальном изменении
подходов к созданию перспективных образцов БТВТ. Было учтено, что современные
вооруженные силы должны быть способны к осуществлению быстрого маневра силами
и средствами. Это потребовало ограничения боевой массы создаваемых образцов
БТВТ до уровня, обеспечивающего перевозку всеми видами транспорта, способность
совершать марши на большие расстояния по дорогам и колонным путям, уверенно двигаться
по пересеченной местности, преодолевая типичные естественные и искусственные
препятствия.
В ходе конструирования новой бронетанковой
техники были применены самые современные подходы:
- модульность — использование готовых (ранее разработанных) модулей вооружения, защиты, силовых установок;
- блочность — возможность устанавливать и быстро заменять блоки
- базовость — возможность создания (на основе унифицированных платформ) платформ и шасси широкого спектра боевых и обеспечивающих машин;
- встраиваемость — возможность применять новые образцы БТВТ в границах единого информационно-разведывательного пространства.
Завершаемый в
разработке танк «Армата» (Т-14) обеспечивает лучшую защиту экипажа и
выполнение боевых задач в новых условиях боевого применения. Учитывалось, что
машина должна быть относительно легкой и не очень дорогой. В связи с этим
компоновка танка революционно отличается от состоящих на вооружении
зарубежных образцов: боевой модуль (башня) необитаем, экипаж из трех человек
размещен в носовой части корпуса в отдельном бронированном отсеке (капсуле).
Обеспечиваются самые высокие требования к эффективности поиска и распознавания
целей, стрельбы и автоматизации боевой работы экипажа. Впервые в отечественной
практике танкостроения создан так называемый «электронный борт»: все системы
машины связаны и управляются в автоматизированном режиме с помощью бортовой
информационно-управляющей системы (БИУС).
На базе танка
Т-14 создан опытный образец БМП с передним расположением силовой установки и
размещением десанта в кормовой части машины (Т-15). Основным выходом для
десанта является кормовая аппарель. Необходимо подчеркнуть, что создание
тяжелой БМП вызвано потребностью в обеспечении равной защищенности и
подвижности
боевых машин при совместных действиях
мотострелкового и танкового подразделений на урбанизированной местности и при
прорыве подготовленной обороны противника.
В условиях
мощного воздействия современных противотанковых средств (ПТС) на боевые машины
атакующего эшелона и в связи с невозможностью гарантированно защитить экипаж и
десант даже тяжелых БМП обострилась проблема непосредственной огневой поддержки
атакующих танков. В предвидении такой ситуации в России в начале XXI века была
создана боевая машина поддержки танков (БМПТ). Таким образом, сформировалась
боевая система наземного атакующего эшелона, способная эффективно действовать
в ближнем бою. Она включает танк, боевую машину его непосредственной огневой
поддержки (БМПТ) и тяжелую БМП.
Для
мотострелковых подразделения в рамках ОКР «Курганец-25» создается новые
гусеничные БТР, БМП и бронированная ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ).
Посадка и высадка десанта БТР и БМП производится через откидывающуюся аппарель
в кормовой части корпуса. Боевые модули всех машин также необитаемые
(дистанционно управляемые). Пушечные и пулеметные боевые модули (башни) машин
по ОКР «Курганец-25» унифицированы с БМП и БТР по ОКР «Бумеранг». Все машины
имеют «электронный борт».
Боевые
колесные машины (БКМ) продолжают оставаться одним из современных видов
бронетанкового вооружения, несмотря на ограничения по нагрузке на колесный
движитель, меньшую проходимость по пересеченной местности и более слабую, по
сравнению с гусеничными бронированными машинами, защищенность. Вместе с тем,
БКМ обладают лучшей подвижностью (при движении по дорогам общего пользования),
что повышает мобильность войсковых формирований.
В рамках ОКР
«Бумеранг» проводится разработка БТР (К-16) и БМП (К-17). Создаваемые в ОКР
«Бумеранг» машины также имеют «электронный борт», обеспечивают высадку десанта
через кормовую аппарель, имеют необитаемые пушечные и пулеметные боевые
модули (башни), унифицированные с БМП и БТР по ОКР «Курганец-25».
В конструкцию
новых бронированных машин заложен высокий модер- низационный потенциал,
позволяющий оперативно внедрять в них более совершенные составные части, блоки
и модули. При максимально возможном повышении уровня защищенности сохранены
возможности преодоления машинами «Курганец-25» и «Бумеранг» водных преград без
предварительной подготовки, что связано с необходимостью выполнения положений
действующих Боевых уставов в Сухопутных войсках России о форсировании водных
преград мотострелковыми подразделениями в наступлении «с ходу».
Все
создаваемые перспективные машины приспособлены к перевозкам железнодорожным, морским
и воздушным транспортом, а машины по ОКР «Курганец-25» и «Бумеранг» — к
выгрузке и погрузке в десантные корабли с воды. На базе гусеничных и колесных
БТР и БМП по ОКР «Армата», «Курганец-25» и «Бумеранг» может быть создана
широкая гамма бронированных машин Сухопутных войск различного назначения
массой от 20 до 60 тонн.
Создание новых
бронированных машин не означает отказ от модернизации находящихся в войсках образцов
БТВТ в рамках реализуемой ГАБТУ научно-технической политики. В частности,
предусмотрено дальнейшее повышение характеристик серийных танков, БМП и БТР в
границах имеющегося модернизационного потенциала и с учетом критерия «эффективность
— стоимость». По разработанным тактико-техническим заданиям созданы опытные
образцы и проводятся их испытания.
Вместе с тем,
начало разработки принципиально новых образцов бронированных машин фактически
открыло очередной этап развития отечественного БТВТ. На первой стадии данного
этапа должны быть выработаны новые, соответствующие современным условиям и
требованиям, формы взаимодействия ГАБТУ Минобороны России, головных исполнителей
и соисполнителей ОКР, а также предприятий, участвующих в кооперации серийного
производства.
В первую
очередь необходимо учитывать, что «блочно-модульный» принцип создания новых
образцов БТВТ устанавливает и новые формы их последующей модернизации. В
частности, проявляется приоритетность так называемой «последовательной
модернизации» в виде установки на серийный образец новых, хорошо отработанных
и показавших свои преимущества модулей, блоков и систем по мере их создания.
Естественной
формой работы ГАБТУ Минобороны России в этих условиях становится правильное
определение направлений развития каждого образца, а также организация и
сопровождение НИОКР по созданию новых модулей, блоков и систем, в том числе
разрабатываемых предприятиями промышленности в инициативном порядке.
Несомненно, это позволит более полно использовать возможности
«частно-государственного партнерства», повысит уровень конкурентоспособности
разработок и обеспечит выход на намеченные руководством Российской Федерации
рубежи оснащения Вооруженных Сил новейшими образцами БТВТ.
Военная
автомобильная техника — это, по сути, автомобильная техника, созданная по
тактико-техническим требованиям МО РФ, используемая под монтаж, буксировку
комплексов различных видов оружия и средств, обеспечивающих ее применение.
В Вооруженных
Силах России военная автомобильная техника является важным элементом. На
шасси военных автомобилей монтируется более 95% образцов и комплексов всего
наземного подвижного вооружения, военной и специальной техники.
В настоящее
время военная автомобильная техника является основой обеспечения тактической и
оперативной подвижности подразделений и частей, Сухопутных и других видов и
родов войск. Кроме того, изменение тактики боевых действий и способов
вооруженной борьбы привело к использованию вооружения на автомобильных шасси и
защищенных автомобилях непосредственно в боевых порядках войск. Таким образом,
на ближайшую, среднесрочную и долгосрочную перспективу существует устойчивая
тенденция усиления роли и места военной автомобильной техники в Вооружённых
Силах России.
От
технического уровня военных автомобилей во многом зависит эффективность
применения смонтированного или буксируемого ими вооружения, выполнение
маневра силами и средствами, а также полнота и своевременность решения задач
большинства видов боевого, технического и материального обеспечения боевых
действий и повседневной деятельности войск. Поэтому развитию военной
автомобильной техники ГАБТУ МО РФ уделяет особое внимание.
Изменившиеся
формы ведения боевых действий и развитие средств вооружённой борьбы потребовали
качественного обновления парка ВАТ и технического перевооружения при переходе
к новому облику российских вооруженных сил.
Разработан ряд
документов по реализации единой военно-технической политики в области развития
военной автомобильной техники, определяющих перспективы ее развития до 2025
года и последующие планируемые периоды.
Благодаря
ГАБТУ МО РФ удается решить главную задачу — обеспечить удовлетворение основных
потребностей Вооружённых Сил России ограниченным количеством базовых машин и
их модификаций, увязать их развитие с программно-целевым планированием системы
обороны государства.
Начальником
ГАБТУ МО РФ перед автопроизводителями поставлены задачи по улучшению основных
свойств перспективной военной автомобильной техники, в том числе:
- повышение характеристик состоящих на снабжении образцов или машин общетранспортного назначения до уровня современных требований;
- реализация импортозамещения при модернизации конструктивно-компоновочных решений образцов;
- экономия материальных и финансовых средств при создании образцов за счет предприятий по сравнению с разработкой и производством новых образцов;
- устранение недостатков, выявленных в процессе эксплуатации образцов.
Военная
автомобильная техника по общим конструктивно-функциональным признакам и грузоподъемности
разделена на группы. Работы по решению поставленных Начальником ГАБТУ МО РФ
задач спланированы для всех групп колесной и гусеничной военной автомобильной
техники. Их реализация позволит достичь:
- рациональной структуры парка военной автомобильной техники Вооружённых Сил России;
- паритета между отечественными военными автомобилями и зарубежными;
- повышения эффективности военной автомобильной техники при снижении затрат на её разработку.
Всё это, в
свою очередь, принесет
существенный положительный эффект
для укрепления Вооружённых Сил Российской Федерации — гаранта безопасности
государства.
Из сборника Бронетанковое вооружение и техника, военная автомобильная
техника в Вооруженных Силах Российской Федерации – 2018.
Все во славу ГАБТУ, да здравствует Шевченко! Но что-то, ни слова о том, что ГАБТУ практически потеряла свою роль в процессе создания перспективных, действительно новых образцов, БТВТ. Все, что перечислено в статье родом из СССР. О модернизации мог бы и не заикаться, только один "шедевр" ГАБТУ, Т-72Б3 чего стоит, зачем Т-95 уничтожили ?, о "Электронных бортах" можно просто промолчать, не зря кавычки поставили. А ТТЗ - читать стыдно, вот выдержка из одного из них - "Вероятность (частость) попадания каждым выстрелом не менее 0,55 артиллерийскими снарядами с месте и с ходу (при скорости движения танка по среднепересеченной местности 25-30км/ч) по неподвижным и движущимся со скоростью до 70 км/час целям типа "танк" (мишень №12 по КСТ-84)в основном режиме стрельбы наводчиком днем и ночью с использованием ... должна обеспечиваться на дальностях:
ОтветитьУдалить- бронебойно подкалиберным снарядом - не менее 2000 м;
- кумулятивным снарядом - не менее 1800 м;
..." - ну и так далее, про подготовку первого выстрела там еще интереснее, но не буду приводить.
Так вот, хотелось посмотреть, как эти требования выполнят его сотрудники вместе с ним, хотя бы на "Таковом биатлоне", не говоря уже о боевых условиях,с модернизированных под его руководством машин?