Рубрики

четверг, 7 марта 2019 г.

Патент БМД-3


БОЕВАЯ МАШИНА ДЕСАНТА
Заявка: 2001121689/02, 03.08.2001
Изобретение относится к бронетанковой технике, преимущественно к боевым машинам десанта воздушно-десантных войск. Сущность изобретения заключается в том, что боевая машина десанта является легкой бронированной плавающей авиатранспортируемой вместе с членами боевого расчета гусеничной машиной массой до 13 т с высокими характеристиками по долговечности, надежности, подвижности. Боевая машина десанта содержит пневматическую подвеску и регулируемый с помощью гидравлического устройства клиренс, автоматическую пушку в двухместном боевом отделении с увеличенным боекомплектом и курсовой гранатомет. Система управления огнем с рабочих мест командира и наводчика обеспечивает комплексное командирское целеуказание и дублированную стрельбу из пушки и спаренного пулемета. Технический результат изобретения заключается в повышении эффективности и эксплуатационных характеристик боевой машины десанта с выполнением требований по авиатранспортабельности, авиадесантированию и десантированию с десантных кораблей ВМФ и преодолению больших водных преград. 4 з.п. ф-лы, 15 ил.





Предлагаемое изобретение относится к бронетанковой технике, преимущественно к боевым машинам десанта Воздушно-десантных войск.
Известна авиадесантная самоходная гусеничная установка АСУ-57 особо легкой категории по массе, предназначенная для сопровождения подразделений десантных войск (см. В.С. Вознюк, П.Н. Шапов "Бронетанковая техника", М.: ДОСААФ СССР, 1987 г., стр. 91). Самоходная артиллерийская установка АСУ-57 была создана на специально для нее разработанной новой базе и вооружена пушкой калибра 57 мм. Механик-водитель размещался справа от пушки, командир слева, заряжающий - сзади механика-водителя. Боевая масса 3,3 т, мощность двигателя 50 л.с. Максимальная скорость движения 45 км/ч.
В этой машине применено носовое расположение двигателя и трансмиссии.
В едином блоке с автомобильным карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения М-20Е смонтированы главный фрикцион, механическая коробка передач, бортовые фрикционы и бортовые передачи. Двигатель расположен поперек корпуса.
Индивидуальная торсионная подвеска на передних узлах имела гидравлические амортизаторы. Благодаря низкому давлению на грунт 0,35 кгс/см2 обеспечивалась хорошая проходимость АСУ-57 по болотистой местности.
Машина могла десантироваться посадочным или парашютным способом на специальной платформе.
Известна западногерманская особо легкая авиадесантная гусеничная машина "Визель" (см. International Defense Review, 1984 г., 12, стр.185) с автоматической пушкой калибра 20 мм, установленной в одноместной башенке. Экипаж 3 человека. Масса машины около 3 т. На машине установлен бензиновый двигатель мощностью 100 л.с. Ходовая часть четырехопорная на борт, с передним расположением ведущего колеса и ленточной гусеницей. Подвеска торсионная. Максимальная скорость движения 80 км/ч. Машина предназначена для парашютного и посадочного десантирования.
Известен авиадесантный танк США Т-92 (см. В.А. Балдин "Теория и конструкция танков", М., 1975 г., стр. 21). В этом четырехкатковом на борт танке применяется носовое расположение двигателя с трансмиссией и пушка, установленная сверху в низкой вращающейся части бронировки казенной части орудия. Слева и справа от пушки установлены две дополнительные башенки с вооружением.
Отделение управления смещено влево, моторно-трансмиссионная группа размещена справа в носу, а в корме корпуса находятся командир и наводчик. Заряжание пушки автоматизируется, а выстрелы подаются к вращающейся части через специальный люк корпуса под казенной частью орудия.
Весь экипаж размещен в машине в корпусе, что позволяет получить выигрыш в высоте машины и ее массе за счет предельного сокращения размеров вращающейся части бронировки казенной части установленного орудия. В такой компоновке затрудняется наблюдение за полем боя и требуется система дистанционного управления огнем, которая, как правило, не может обеспечить высокую точность стрельбы.
Известна плавающая авиадесантируемая гусеничная боевая машина десанта БМД-1 (см. В. С. Вознюк, П.А. Шапов, "Бронетанковая техника", М.: ДОСААФ СССР, 1987 г., стр. 100). Эта машина создана на базе, специально разработанной для нее.
Боевая масса машины 7,2 т, боевой расчет 7 человек. Вооружение: пушка калибра 73 мм, 3 пулемета калибра 7,62 мм. Мощность V-образного двигателя 240 л. с., максимальная скорость движения на суше 61 км/ч, скорость на плаву 10 км/ч.
Отделение управления и боевое отделение расположены в носовой части алюминиевого корпуса, а силовое отделение - в кормовой части корпуса. В алюминиевой одноместной башне размещается наводчик-заряжающий и установлено гладкоствольное орудие. Один пулемет ПКТ спарен с орудием, а два других пулемета являются курсовыми. Кроме того, на машине есть установка для пуска ПТУР.
Боевой расчет БМД-1 может вести огонь из пяти автоматов через амбразуры с шаровыми установками: 2 сбоку в передней части корпуса, 2 сбоку и 1 в задней части корпуса. Комбинированный прицел используется для наведения спаренной установки для стрельбы как днем, так и ночью.
На БМД-1 установлены четырехтактный дизель жидкостного охлаждения с подогревателем, 4-скоростная механическая коробка передач с главным фрикционом и бортовыми фрикционами и планетарные бортовые передачи. В машине установлена кулиса для переключения передач, рычаги управления бортовыми фрикционами и рычаги управления заслонками на воде, педали подачи топлива, сцепления и тормозов.
Конструктивным новшеством этой машины является применение гидропневматической подвески. Ее упругим элементом служит газообразный азот, а жидкость осуществляет функцию элемента, передающего усилие. Конструктивно в состав подвески включен гидравлический амортизатор. Такая конструкция подвески позволяет использовать ее и для изменения клиренса машины за счет подачи жидкости из гидравлической системы в силовые цилиндры. Управление гидросистемой осуществляется механиком-водителем. На машине применена пятикатковая на борт ходовая часть с 2-скатными катками и гусеницы с металлическим шарниром.
Машина преодолевает водные преграды на плаву с использованием двух осевых водометных движителей с рабочими колесами 340 мм. На машине установлены поворотные заслонки и электронасосы для откачки воды.
Машина десантируется на парашютно-реактивной системе.
На модернизированной гусеничной боевой машине десанта БМД-2 установлено боевое отделение, отличающееся от боевого отделения машины БМД-1.
Плавающая авиадесантируемая гусеничная боевая машина десанта БМД-2 имеет шасси, в состав которого входят корпус с уширенной верхней частью, имеющей надгусеничные ниши с вертикальными наружными стенками, с установленной на нем неподвижной частью погонного устройства, с продольным центральным проемом в корме и наклонным люком для выхода десанта к корме, а также устройствами для крепления средств десантирования; гусеничный движитель с обрезиненными 2-скатными катками, связанными через балансиры и рычаги с расположенными внутри корпуса шасси индивидуальными пневматическими рессорами подвески корпуса, имеющими гидравлическое устройство бесступенчатого изменения клиренса машины с двумя фиксируемыми положениями клиренса: минимальный, максимальный, и с встроенным в каждую из пневморессор гидравлическим амортизатором, имеющим несимметричную характеристику; силовая установка, имеющая расположенные в надгусеничных нишах корпуса эжекторы системы охлаждения, с механической трансмиссией, взаимосвязанной с гусеничным движителем через сдающий механизм, главный фрикцион, кормовые бортовые водометные движители и волноотражательный щит с приводом; нарезную калибра 30 мм автоматическую пушку с двухленточным раздельным механизмом питания, с боекомплектом 300 выстрелов, установленную на цапфах в одноместной башне, вращающейся на погонном устройстве; стрелковое оружие; систему управления огнем с прицельными и приборными комплексами и стабилизатором вооружения в двух плоскостях; рабочие места членов боевого расчета с креслами для сидения в рабочем положении и два кресла для десантирования.
Машина десантируется на парашютно-реактивной системе.
Указанные выше легкие бронированные гусеничные машины обладают недостаточными эксплуатационными характеристиками.
Они имеют:
1. Недостаточную долговечность, ограниченный ресурс эксплуатации - гарантийный и до капитального ремонта.
2. Недостаточную грузоподъемность.
3. Ограниченные полезные внутренние объемы, что лишает возможности десантирования боевого расчета внутри машины.
4. Недостаточную эффективность вооружения и бронезащиты.
5. Сидения рабочих мест в корпусе непосредственно связаны в них с тонкобронным днищем и подвержены минному подрыву.
6. Размещение командира в корпусе машины создает ряд неудобств по управлению боем, не позволяет осуществлять комплексное целеуказание и дублировать стрельбу из пушки и спаренного пулемета.
Указанные выше бронированные гусеничные машины с пушками обладают существенными недостатками при использовании их для ведения боевых действий с высокобронированной техникой и живой силой противника подразделениями воздушного и морского десанта. Они имеют недостаточные для современных условий огневое могущество и мобильность, ограничиваемые жесткими требованиями по объемно-массовым характеристикам с учетом требований по авиатранспортабельности, авиадесантированию и десантированию с десантных кораблей военно-морского флота, преодолению больших водных преград.
Из указанных выше машин наиболее близким к предлагаемому изобретению техническим решением является боевая машина десанта БМД-2, которую можно рассматривать в качестве прототипа.
Целью предлагаемого изобретения является повышение эффективности и эксплуатационных характеристик боевой машины десанта с выполнением требований по авиатранспортабельности, авиадесантированию и десантированию с десантных кораблей ВМФ, преодолению больших водных преград.
Новизной предлагаемого изобретения является то, что боевая машина десанта выполнена массой m, равной массе воды, вытесненной водоизмещающей частью корпуса с установленными на ней гусеничным движителем, имеющим гусеницы с резинометаллическими шарнирами, водометными движителями и эжекторами системы охлаждения, а габариты корпуса шасси по длине и ширине выбраны с возможностью обеспечения характеристик шасси по высокой подвижности и проходимости, а также транспортабельности, а по высоте - с возможностью обеспечения требований по максимальному запасу плавучести и размещению рабочего места механика-водителя по центру в корпусе шасси в рабочем кресле, связанном через штангу с шарнирами с верхней частью корпуса в положении "сидя", и универсальных сидений для работы и десантирования боевого расчета внутри машины и в ней:
носовая часть корпуса снизу выполнена связанными между собой тремя поперечными листами, расположенными в продольном сечении под разными углами к горизонту, образующими ломаную выпуклую наружную линию, переходящую сверху под острым углом в ломаную вогнутую наружную линию, выполненную из двух листов, расположенных в продольном сечении под малым и большим углами соответственно к горизонту;
погонное устройство выполнено с размерами, взаимосвязанными с габаритами по ширине корпуса шасси, с размерами по длине моторно-трансмиссионого отделения и отделения управления, с размерами установки цапфы в башне, углами наведения пушки;
в боевом отделении пушка со спаренным пулеметом установлена в двухместной башне - командир и наводчик размещены слева и справа от пушки, и оно оснащено системой управления огнем с рабочих мест командира и наводчика с обеспечением командирского целеуказания;
в моторно-трансмиссионом отделении установлены расположенный вдоль оси машины на уменьшенном расстоянии от оси ведущих колес, например на расстоянии 280-300 мм от привалочной плоскости двигателя до оси ведущих колес, оппозитный двигатель внутреннего сгорания с турбонаддувом, с эжекторно-вентиляторной системой охлаждения и сблоченный с ним центральный механизм передач и поворота, имеющий реверсивную гидромеханическую двухвальную коробку передач, в которой в редукторной части оси горизонтальных поперечных валов расположены в вертикальной плоскости, а переключение передач осуществляется фрикционными муфтами с дисками и гидравлическим приводом управления, и гидрообъемный механизм поворота дифференциального типа, связанный с выполненными вместе с дисковыми остановочными тормозами планетарными бортовыми передачами валами, проходящими через сухие поперечно расположенные к продольной оси машины тоннели в заборных патрубках водометных движителей, при этом блокируемый гидротрансформатор, выполненный с возможностью подключения его перед выстрелом и с осью вращения вдоль оси вращения машины, и гидрообъемная передача механизма поворота расположены между редукторной частью коробки передач и кормовым листом корпуса машины, а двигатель и механизм передач и поворота имеют одинаковый размер по высоте от оси коленвала двигателя, например, равный 390. ..400 мм, и над ними осуществляется выход десанта из машины в сторону кормы через люк, причем силовой блок - двигатель и механизм передач и поворота, установлен на опоре двигателя на резиновых амортизаторах и на резиновых втулках на двух бугелях механизма передач и поворота и связан выхлопными коллекторами двигателя через металлические сильфоны с двойными шарнирами с эжекторами, приваренными к корпусу машины;
водометные движители выполнены с подпружиненными заслонками, состоящими из двух параллельно установленных с зазором пластин, имеющих возможность от действия водяной струи поворачиваться относительно корпуса машины из закрытого положения в открытое положение на заданный угол от вертикали, и с бортовыми эжекционными откачивающими устройствами, а привод на водометы осуществляется от реверсивного вала коробки передач через зубчатые передачи и управляемые гидроприводом фрикционные муфты с дисками;
в отделении управления установлена имеющая возможность регулировки по высоте рулевая колонка с центральным щитком механика-водителя, на котором установлены основные контрольно-измерительные приборы, и с расположенными под удобным углом для восприятия глазами двумя боковыми щитками с дополнительной информацией, содержащая штурвал для поворота машины на суше и плаву, органы управления механизмом передач и поворота, передаточный механизм и кинематические связи с проходящими по борту корпуса машины тягами приводов управления, соединенными с элементами гидроуправления механизма передач и поворота, позволяющими штурвалом осуществлять поворот машины на плаву после включения гидроприводом фрикционных муфт водометных движителей путем выключения одной из муфт, а для переключения передач установлен ручной механогидравлический привод и параллельно к нему предусмотрена установка системы автоматического переключения передач, содержащая электронный блок управления и исполнительные электрогидравлические механизмы;
балансиры опорных односкатных катков установлены на боковых скосах-реданах пятикаткового на борт корпуса машины, а пневматические рессоры подвески выполнены с фиксируемым рабочим положением клиренса, с отсечным клапаном, разъединяющим полости пневмоцилиндра и гидроцилиндра при выполнении операции подъема машины, и предохранительным клапаном для предотвращения разрушения рессоры при гидроударе, с индивидуальным зарядным давлением газа и с нелинейной упругой характеристикой - зависимостью силы на оси опорного катка Ркот хода катка по вертикали Н, имеющей граничные значения 15...66,5 кН при 0...0,4 мм соответственно, а также с амортизатором, имеющим индивидуальную на каждый каток симметричную характеристику - зависимость усилия амортизатора, приведенного к оси опорного катка Ra, от скорости перемещения опорного катка Vк с граничными значениями 0...6,7 кН при 0...0,9 м/с соответственно и предохранительный клапан на прямом ходе для предотвращения разрушения рессоры при усилиях выше граничных;
причем характеристика пушки при выстреле, характеристики системы управления огнем со стабилизатором вооружения и характеристики энергоемкости гидротрансформатора и двигателя силовой установки, характеристики подрессоривания и амортизации гусеничного движителя шасси, а также момента инерции подрессоренной части машины, включающей вращающуюся башню с пушкой, взаимосвязаны с учетом модернизации изделия с возможностью обеспечения нормируемых показателей комплекса вооружения и возможностью обеспечения нормируемых медицинских величин ускорений, воздействующих на человека в различных режимах стрельбы с места и в движении быстроходной машины по пересеченной местности;
боевая машина десанта оснащена системой управления огнем, в которой используются одинаковые индивидуальные пульты управления огнем у командира и наводчика, обеспечивающие оперативное комплексное командирское целеуказание и дублированную стрельбу из пушки и спаренного пулемета, и в которой имеется устройство автоматического обвода пушкой опасной зоны, например установленной на корпусе машины радиоантенны, содержащее конечный выключатель, закрепленный на корпусе машины, и копир, связанный с башней, сигналы от взаимодействия которых поступают в механизм наведения пушки;
боевая машина десанта оснащена семью универсальными связанными с верхней частью корпуса сиденьями с привязной системой для авиадесантирования боевого расчета внутри машины, имеющими рабочее положение и положение при десантировании и расположенными в корпусе в отделении управления и сзади у моторной перегородки корпуса;
в боевой машине десанта выполнена комбинированная система охлаждения, состоящая из двух расположенных по бортам эжекторов и двух параллельно установленных с ними в карманах корпуса машины высокооборотных вентиляторов центробежного типа, связанных через зубчатые передачи и гидравлические муфты с валами привода на водометные движители;
в передней части корпуса боевой машины десанта установлен в шаровой опоре, связанной через обечайку с корпусом машины, курсовой гранатомет, например, калибра 30 мм с зубчатым механизмом вертикального наведения и с возможностью горизонтального наведения вручную, который имеет стопор, шарнирно связанный с корпусом машины в нерабочем положении.
На фиг. 1-15 изображена предлагаемая боевая машина десанта, представляющая собой быстроходную бронированную плавающую авиадесантируемую гусеничную машину для ведения боевых действий с техникой и живой силой противника подразделениями воздушного и морского десанта.
На фиг.1 изображен вид сбоку на машину.
На фиг.2 изображена схема установки боевого отделения в машине.
На фиг. 3 изображена схема шасси вид сверху с расположением моторно-трансмиссионной установки, водометных движителей, рабочих и дополнительных кресел для боевого расчета.
На фиг.4 изображен корпус машины.
На фиг. 5 изображена схема системы управления огнем с прицельными и приборными комплексами и стабилизатором вооружения.
На фиг. 6 изображено универсальное сидение для наземной работы боевого расчета в машине и для его авиадесантирования (в положении десантирования).
На фиг.7 изображен вид сбоку на отделение управления машины.
На фиг.8 изображен вид сбоку на силовой блок.
На фиг. 9 и 10 изображен эжектор системы охлаждения силового блока (вид сбоку и сверху соответственно).
На фиг.11 изображена кинематическая схема трансмиссии.
На фиг.12 изображен вид сбоку на правый водометный движитель.
На фиг.13 изображена ходовая часть шасси.
На фиг.14 изображена установка опорного катка на блочной опоре подвески.
На фиг.15 изображена пневматическая рессора с гидравлическим устройством изменения клиренса машины и встроенным гидроамортизатором.

















Предлагаемая боевая машина десанта имеет шасси, в состав которого входит корпус 20 с установленной в нем на крыше неподвижной частью 38 погонного устройства, с продольным центральным проемом 37 на крыше в корме и наклонным люком 34 для выхода десанта к корме, защищенным спереди и с боков, а также деталями 9 крепления средств десантирования, гусеничный движитель с обрезиненными опорными односкатными катками 15, связанными через балансиры 14 и рычаги 108 с расположенными внутри корпуса 20 шасси индивидуальными пневматическими рессорами 107 подвески корпуса, имеющими гидравлическое устройство бесступенчатого изменения клиренса машины с тремя фиксируемыми положениями клиренса: минимальный, рабочий, максимальный, и с встроенным в каждую из пневморессор гидравлическим амортизатором 115, имеющим симметричную характеристику, силовая установка 10, имеющая эжекторную систему охлаждения 11, с трансмиссией, взаимосвязанной с гусеничным движителем через сдающее звено, ограничивающее нагрузку от выстрела, кормовые бортовые водометные движители 13; пушку 1, установленную на цапфах 4 в башне 5, вращающейся на погонном устройстве; стрелковое оружие; систему управления огнем с прицельными и приборными комплексами и стабилизатором вооружения; рабочие места 17, 19 членов боевого расчета и кресла 16 для десантирования.
Предлагаемая гусеничная машина выполнена массой m, равной массе воды, вытесненной водоизмещающей частью герметичного корпуса 20 со скосами в нижней части 31, с уширенной верхней частью, имеющей надгусеничные внутренние ниши с вертикальными наружными стенками, и с установленными на нем гусеничным движителем, кормовыми бортовыми водометными движителями 13 и волноотражательным щитом 22 с приводом, а также приваренными эжекторами системы охлаждения. Корпус 20 шасси выполнен сварным из алюминиевых бронированных листов. Габариты корпуса шасси по длине Lк и ширине Вк выбраны с возможностью сохранения характеристик по подвижности и транспортабельности и по высоте Нк с возможностью обеспечения требований по максимальному запасу плавучести и по размещению рабочего места механика-водителя по центру в корпусе 20 шасси в рабочем кресле 19, связанном через штангу с шарнирами с верхней частью корпуса в положении "сидя", и универсальных сидений 16 для работы и десантирования членов боевого расчета внутри машины.
На фиг 2:
Lк - длина корпуса,
Hк - высота корпуса,
loy - длина отделения управления,
lмто - длина моторно-трансмиссионного отделения,
Dпог - диаметр погонного устройства,
lц - горизонтальная координата оси цапф 4 от оси погонного устройства,
hц - вертикальная координата оси цапфы 4 от верхней части корпуса,
Rобм - радиус обметания казенной части пушки 1,
αв - угол возвышения пушки,
αг - угол возвышения гранатомета.
На фиг 3:
Вк - ширина корпуса,
lбo - длина боевого отделения,
К-Р - рабочее кресло 17 командира,
Н-О - рабочее кресло наводчика орудия,
М-В - рабочее кресло 19 механика-водителя,
I - рабочие кресла,
II - дополнительные кресла 1- 7,
Вбп - ширина бортовой передачи,
Вт - ширина остановочного тормоза,
Ввд - ширина водометного движителя,
Вмпг - ширина механизма передач и поворота,
Вбл - ширина силового блока,
А1 - размер от привалочной плоскости двигателя до оси ведущего колеса гусеничного движителя.
Предлагаемая машина имеет корпус с отношением длины к ширине Lк/Вк=1,92, в котором длины отделения lоу, боевого отделения lбo и моторно-трансмиссионного отделения lмто соотносятся как 2,1:2:1,9.
Для обеспечения дифференциального бронирования по толщине носовая часть корпуса снизу выполнена связанными между собой тремя поперечными листами различной толщины, расположенными в продольном сечении под разными углами к горизонту α1, α2, α3, образующими ломанную выпуклую наружную линию, переходящую сверху под острым утлом в ломаную вогнутую наружную линию, выполненную из двух листов различной толщины, расположенных в продольном сечении под малым αм и большим αб углами соответственно к горизонту. Угол αмвыбран из условия улучшения рикошетирования выстрелов. Угол αб устанавливается из условия расположения гранатомета.
С корпусом 20 шасси через погонное устройство 8, состоящее из неподвижного 38 и подвижного колец с диаметром погона башни в свету Dпoг =1640 мм связана коническая бронированная башня 5 с круговым вращением, имеющая артиллерийское орудие на цапфах 4. Погонное устройство выполнено с размерами, взаимосвязанными с габаритами по ширине Вк корпуса 20 шасси, с размерами по длине моторно-трансмиссионного отделения lмто и отделения управления loу, с размерами установки цапфы в башне lц и hц, углами наведения пушки αв.
В боевом отделении пушка 1 со спаренным пулеметом установлена в двухместной стальной башне 5 - размещены командир и наводчик, и оно оснащено системой управления огнем с рабочих мест командира и наводчика с максимальным обеспечением их функциональной взаимозаменяемости. Машина оснащена системой управления огнем, в которой используются одинаковые индивидуальные пульты управления огнем у командира и наводчика, обеспечивающие оперативное комплексное командирское целеуказание и дублированную стрельбу из пушки 1 и спаренного пулемета. В ней имеется устройство автоматического обвода пушкой опасной зоны, например установленной на корпусе 20 радиоантенны 7, содержащее конечный выключатель, закрепленный на корпусе машины, и копир, связанный с башней 5, сигналы от взаимодействия которых поступают в механизм наведения пушки.
На фиг.5 обозначены:
1) Системы:
ПОН - прицел оператора-наводчика,
ПК - прицел командира,
2Э36-5 - стабилизатор вооружения,
ГН - горизонтальное наведение,
ВН - вертикальное наведение,
П - пушка,
ВК - выключатель конечный,
К - копир.
2) Каналы управления:
1' привода от ПОН,
2' привода от ПК,
3' стрельбы от ПОП,
4' стрельбы от ПК,
5' стрельбы из пушки,
6' привод ВН,
7' привод ГН,
8' зоной обвода при работе на плаву,
9' целеуказания.
Боевое отделение оборудовано рабочими местами командира 17 и наводчика, расположенными по разные стороны от пушки с обеспечением выхода из него в отделение управления или к кормовому люку вдоль бортов корпуса 20 шасси. Боекомплект машины существенно увеличен и составляет 500 выстрелов и 350 выстрелов в дополнительной укладке. Для борьбы с танками имеется установка для стрельбы ПТУР изнутри машины. Боекомплект - 6 выстрелов.
На фиг.2 на виде А показана установка гранатомета.
21 - обойма внутренняя,
23 - чехол,
24 - обечайка,
25 - звенеотвод стреляной ленты,
26 - стопор,
27 - опора для крепления механизма вертикального наведения гранатомета.
В передней части корпуса 20 установлен в шаровой опоре 21, связанной через обечайку 24 с корпусом, курсовой гранатомет 2, например, калибра 30 мм. Гранатомет имеет возможность горизонтального наведения вручную и зубчатый механизм вертикального наведения. Он имеет стопор, шарнирно связанный тягой с корпусом машины в нерабочем положении. Боекомплект гранатомета 290 выстрелов.
В корпусе 20 имеется кронштейн 40 для установки курсового пулемета, боковые амбразуры 30 для стрельбы из автомата, люк 39 механика-водителя, десантный люк 34, кронштейны для крепления средств десантирования 9. В нижней части корпуса имеются боковые скосы-реданы 31. В кормовой части корпуса расположены элементы приварных эжекторов 32, 36 и карманы для расположения привода вентиляторов системы охлаждения 33, 35. Неподвижное погонное кольцо 38 жестко связано с верхним подбашенным листом корпуса.
Боевая машина десанта оснащена семью связанными с верхней частью корпуса 20 универсальными сидениями с привязной системой для работы и авиадесантирования боевого расчета внутри машины, имеющими рабочее положение при наземной работе и положение при десантировании, размещенными в носовой части корпуса 20 шасси слева и справа от рабочего места механика-водителя в кресле 19, размещенном на продольной оси симметрии машины, и сзади у моторной перегородки корпуса 20.
На фиг.6 представлено универсальное кресло, предназначенное для наземной работы экипажа в машине (вид а) и для его авиадесантирования с машиной (вид б).
Кресло состоит из основания 44, тяг 45, 55, спинки 47, заголовника 49, штанги 48, привязной системы 42. Для удобства размещения ног перед креслом установлена подножка 41. Положение заголовника регулируется по высоте и наклону. Привязная система 42 обеспечивает плотное притягивание человека к креслу при десантировании. Основание кресла 44 может занимать два фиксированных положения относительно спинки 47 и откидываться к спинке 47.
В рабочем положении для исключения влияния подрыва днища корпуса 20 минами кресло крепится только к приварному кронштейну 50 крыши, а при десантировании - к приварному кронштейну 53 днища и притягивается растяжками 46, 51 и регулировочной стяжкой 54 через кронштейн 52 верхней части корпуса. Привязная система укладывается в чехол 43.
На фиг. 7 показано подвесное к верхней части корпуса сидение 19 механика-водителя.
56 - штурвал,
57 - приборный щиток,
58, 62 - оси,
59, 64 - болты,
60 - кронштейн,
61 - штанга,
63 - кронштейн,
65 - упоры,
66 - кронштейн упоров,
67 - кронштейн сидения.
В отделении управления установлена имеющая возможность регулировки по высоте рулевая колонка с центральным щитком механика-водителя 57, на котором установлены основные контрольно-измерительные приборы, и двумя боковыми щитками с дополнительной информацией, расположенными под удобным углом для восприятия глазами. Рулевая колонка содержит штурвал 56 для поворота машины на суше и плаву, органы управления механизмом передач и поворота, передаточный механизм и кинематические связи с проходящими по борту корпуса машины тягами приводов управления, соединенными с элементами гидроуправлениям 71 механизма передач и поворота, позволяющими штурвалами 56 осуществлять поворот машины на плаву после включения гидроприводом фрикционных муфт 95, 96 водометных движителей путем выключения одной из муфт.
Для переключения передач установлен ручной механогидравлический привод и параллельно к нему предусмотрена установка системы автоматического переключения передач, содержащая электронный блок управления и исполнительные электрогидравлические механизмы.
В моторно-трансмиссионном отделении установлены оппозитный двигатель внутреннего сгорания 68 с турбонаддувом 69, с эжекторно-вентиляторной системой охлаждения 11 и сблоченный с ним через картер 83 центральный механизм передач и поворота 70.
На фиг.8:
Lдв - длина двигателя,
Lмпп - длина механизма передачи поворота,
Lбл - длина силового блока,
Нбл - высота силового блока,
А - межцентровое расстояние коробки передач,
A1 - расстояние от привалочной плоскости двигателя до оси ведущих колес машины,
А2 - расстояние от оси коленвала двигателя до оси грузового вала механизма передач и поворота.
A3 - расстояние по высоте силового блока от оси коленвала двигателя.
Двигатель 68 расположен вдоль оси машины на уменьшенном расстоянии А1 от оси ведущих колес машины, например на расстоянии 280...300 мм от привалочной плоскости двигателя до оси ведущих колес 28. Механизм передач и поворота 70 имеет реверсивную гидромеханическую двухвальную коробку передач, в которой в редукторной части оси горизонтальных поперечных валов 84, 85 расположены в вертикальной плоскости. Переключение передач осуществляется фрикционными муфтами 86 с дисками и гидравлическим приводом управлением. Гидрообъемный механизм поворота 88 дифференциального типа связан с выполненными вместе с дисковыми остановочными тормозами 91, 92 планетарными бортовыми передачами 89, 90.
Привод к бортовым передачам осуществляется от механизма передач и поворота 70 валами 97, проходящими через сухие поперечно расположенные к продольной оси машины тоннели в заборных патрубках водометных движителей 13.
На фиг.12:
Lвд - длина водометного движителя,
Дрк - диаметр рабочего колеса,
98 - заборный патрубок,
97 - выходной вал от механизма передач и поворота,
96 - фрикционная муфта с дисками,
99 - редукторная часть водомета,
100 - рабочее колесо,
101 - направляющий аппарат,
102 - защитные пластины заслонки,
103 - водооткачивающие устройства.
Для осуществления плава в машине установлены водометы 13 с рабочими колесами диаметром 340 мм.
Водометные движители (ВД) осевого типа выполнены с подпружиненными заслонками, состоящими из двух параллельно установленных с зазором защитных пластин, имеющими возможность от действия водяной струи поворачиваться относительно корпуса машины из закрытого положения в открытое на заданный угол от вертикали, и с бортовыми эжекционными откачивающими устройствами 103, а привод на водометы осуществляется от реверсивного вала коробки передач 84 через зубчатые передачи и управляемые гидроприводом фрикционные муфты 95, 96 с дисками, расположенными в корпусах 93, 94.
Гидротрансформатор 87 механизма передач и поворотов выполнен блокируемым, с возможностью подключения перед выстрелом, с осью вращения вдоль оси машины. Для лучшего охлаждения гидрообъемная передача 88 механизма поворота и гидротрансформатор 87 расположены между редукторной частью коробки передач и кормовым листом корпуса 20. Двигатель 68 и механизм передач и поворота 70 имеет одинаковый размер по высоте от оси коленвала двигателя Aз, например, равный 390. ..400 мм. Над ними осуществляется выход десанта из машины через люк 34 в сторону кормы. Силовой блок 10 - двигатель и механизм передач и поворота - установлен на опоре двигателя 68 на резиновых амортизаторах и на резиновых втулках на двух бугелях механизма передач и поворота. Выхлопные коллекторы двигателя через металлические гофрированные сильфоны с двойными шарнирами связаны с приваренными к корпусу 20 машины эжекторами системы охлаждения.
На фиг.9:
72 - масляный радиатор,
73 - водяной радиатор,
74 - кожух вентилятора,
75 - проточная часть эжектора,
12 - колесо вентилятора,
76 - труба глушителя,
77 - сопло.
На фиг.10:
78 - входной патрубок вентилятора,
79 - вал привода,
80 - гидромуфта.
В боевой машине десанта выполнена комбинированная система охлаждения, состоящая из двух эжекторов, расположенных по бортам корпуса 20, и двух параллельно установленных с ними в карманах корпуса машины высокооборотных вентиляторов 74, 82 центробежного типа, связанных через зубчатые передачи и гидравлические муфты 80, 81 с валами привода на водометные движители.
На фиг.13 изображены:
на виде а) - вид с боку, гидроцилиндр 104 механизма натяжения, колесо направляющее 105, каток поддерживающий 106, пневморессора 107, каток опорный 15, гусеница 18, колесо ведущее 28, длина опорной поверхности гусеницы L;
на виде б) - поперечное сечение предлагаемой машины, пневматические рессоры 107, опорные катки 15, балансиры 14, блочные опоры 29, колея машины В.
На фиг.14 изображены:
опорный каток 15, балансир 14, блочная опора 29, рычаг 108, соединяющий опорный каток с пневморессорой 107.
На фиг.15 изображены:
клапан зарядный 109, пневмоцилиндр 110, гидрозамок 111, корпус 112, клапан отсечной автоматической разгрузки 113, клапан предохранительный 114, гидроамортизатор 115, гидроцилиндр 116. Клапан 113 разъединяет полости пневмоцилиндра и гидроцилиндра при выполнении операции подъема машины. Клапан 114 служит для предотвращения разрушения рессоры при гидроударе. Предохранительный клапан 117 на прямом ходе гидроамортизатора служит для предотвращения разрушения рессоры при усилиях выше граничных.
Гусеничный движитель выполнен многоопорным - не менее 5 катков на борт, с обрезиненными опорными односкатными катками, связанными через установленные на скосах корпуса 20 - усиленных бортовых реданах 31 корпуса, на блочных опорах 29 балансиры 14 и рычаги 108 с расположенными внутри корпуса шасси индивидуальными пневматическими рессорами подвески 107, с клапаном, предотвращающим разрушение пневморессоры при гидроударе, с индивидуальным зарядным давлением и с нелинейной упругой характеристикой - зависимостью силы на оси опорного катка Рк от хода катка по вертикали Н, имеющей граничные значения 15. ..66,5 кН при 0...0,4 м соответственно. Установка опорного катка на блочной опоре подвески упрощает монтаж и демонтаж узла.
В каждую из пневморессор встроен гидравлический амортизатор 115, имеющий индивидуальную на каждый каток симметричную характеристику - зависимость усилия амортизатора, приведенного к оси опорного катка Rа, от скорости перемещения опорного катка Vк с граничными значениями 0...6,7 кН при 0...0,9 м/с соответственно и предохранительный клапан 117 на прямом ходе для предотвращения разрушения рессоры при усилиях выше граничных.
В машине гусеницы 18 выполнены с резинометаллическими шарнирами и связаны с двигателем силовой установки через ведущие колеса гусеничного движителя и гидромеханическую трансмиссию, в которой фрикцион блокировки гидротрансформатора перед выстрелом из пушки сходу имеет возможность выключаться и передавать импульс от выстрела пушки на двигатель через гидротрансформатор.
В предлагаемой машине энергоемкий сдающий механизм трансмиссии с нежесткими элементами имеет в своем составе блокируемый гидротрансформатор центрального механизма передач и поворота, являющийся гидравлической муфтой в обгонном режиме, выполненный с возможностью подключения его перед выстрелом, а в приводах отбора мощности от трансмиссии, например, на вентиляторы системы охлаждения трансмиссии установлены гидравлические муфты. Указанные устройства существенно снижают динамические нагрузки и нагрузки на трансмиссию и двигатель от выстрела из пушки, что может быть использовано при модернизации изделия.
Рабочие места механика-водителя, командира и наводчика с креслами для сидения оборудованы смотровыми приборами 3 и прицелами 6, каждый из которых имеет амортизатор-налобник.
Максимальная скорость движения машины на суше Vmax=71 км/ч, на плаву Vпл=10,5 км/ч. Масса машины до 13 т.
Машина предназначена для парашютного десантирования.
Характеристика пушки при выстреле, характеристики системы управления огнем со стабилизатором вооружения и характеристики энергоемкости гидротрансформатора, гидромуфт и двигателя силовой установки, характеристики подрессоривания и амортизации гусеничного движителя шасси, а также момента инерции подрессорной части машины, включающей вращающуюся башню с пушкой, взаимосвязаны с возможностью обеспечения нормируемых показателей комплекса вооружения и возможностью обеспечения нормируемых медицинских величин ускорений, воздействующих на человека в различных режимах стрельбы с места и в движении быстроходной машины по пересеченной местности в различных условиях.
При этом при стрельбе ударные ускорения в машине на налобниках прицелов, смотровых приборов и т.д. имеют значения менее 10g м/с2 и снижается ошибка динамической наводки пушки до заданной величины для повышения точности стрельбы.
Предлагаемая боевая машина десанта производит стрельбу из пушки наводчиком или командиром при движении быстроходной машины по пересеченной местности в различных условиях, с места с закрытых позиций и при осуществлении плава. При движении по суше и воде стрельба осуществляется в любом направлении. Стрельба может производиться на рабочем, минимальном (подрессоривание выключено) и максимальном клиренсе. При выстреле из пушки импульс передается через ходовую часть на грунт через пневматические рессоры с индивидуальным амортизатором, энергоемкость которых в 1,4 раза выше, чем энергоемкость торсионной подвески с аналогичной массой.
Примененные на предлагаемой машине пневматические рессоры с прогрессивной характеристикой повышенной энергоемкости позволяют погасить энергию импульса при выстреле орудия, а встроенные в каждую из них гидравлические амортизаторы, имеющие симметричную характеристику, обеспечивают сохранение стабильности положения корпуса скоростной машины при движении по неровностям даже в зоне резонанса скоростей, что повышает точность стрельбы сходу.
В случае сравнения систем подрессоривания при относительно равных массах изделий, ударных импульсах и инерционных параметрах предлагаемая схема ходовой части с использованием пневматической подвески с гидравлическим амортизатором в сравнении с торсионной подвеской позволяет обеспечить более комфортные условия обитания членов боевого расчета и повысить живучесть узлов и деталей.
Двигатель силовой установки воспринимает импульс от выстрела через сдающее гидравлическое устройство - гидротрансформатор, установленный на входе в механизм передач и поворота, гидрообъемную передачу механизма поворота и гидромуфты в приводах отбора мощности от трансмиссии.
Особенностями предлагаемой боевой машины десанта являются: оптимизация увеличения массы и размеров машины с учетом комплекса требований по повышению огневой мощи и бронезащиты, подвижности, авиатранспортабельности, авиадесантирования и преодоления больших водных преград; оперативность и мобильность при нахождении цели и стрельбе с мест командира и наводчика с обеспечением оперативного комплексного целеуказания и дублированной стрельбы из пушки и спаренного пулемета; удобство управления штурвалом на суше и воде, наличие гидравлических элементов - гидротрансформатора, гидромуфты, гидрообъемной передачи механизма поворота, используемых в роли сдающих звеньев при ударах в трансмиссионной установке со стороны ведущего колеса гусеничного движителя или двигателя для уменьшения динамических нагрузок.
За счет оптимального увеличения геометрических размеров и полезных объемов и массы машины в предлагаемом техническом решении обеспечивается возможность повышения грузоподъемности, десантирования всего боевого расчета внутри машины, увеличения бронезащиты и полезного объема для размещения дополнительно боеприпасов. Установка курсового гранатомета повышает эффективность вооруженной оснащенности.
Применение компактного силового блока с оппозитным двигателем и гидромеханической трансмиссией с гидрообъемной передачей, а также усовершенствованной гидропневматической подвеской и усиленной ходовой части с гусеницей с резинометаллическими шарнирами существенно повышает долговечность и надежность работы машины, увеличивает гарантийную наработку в 2.5...3 раза, а ресурс эксплуатации в 1,5 раза, а также повышает подвижность и проходимость машины в тяжелых условиях движения и по слабым грунтам, комфортность при движении на машине при максимальной скорости до 70 км/ч и средней скорости до 55 км/ч.
Связанные с верхней частью корпуса рабочие сидения предохраняют и защищают членов боевого расчета от минного подрыва днища корпуса.
Эффективность и эксплуатационные характеристики предлагаемой боевой машины десанта с выполнением требований по авиатранспортабельности, авиадесантированию и десантированию с десантных кораблей ВМФ, преодолению больших водных преград в сравнении с прототипом существенно повышаются.
Создание предлагаемой боевой машины десанта - легкой плавающей бронированной авиатранспортируемой и авиадесантируемой вместе с членами боевого расчета установки на гусеничном ходу с увеличенными полезными внутренними объемами в корпусе и башне массой до 13 т, с высокими характеристиками по долговечности, надежности, подвижности и бронезащите с пневматической подвеской и регулируемым с помощью гидравлического устройства клиренсом, с автоматической пушкой в двухместном боевом отделении, с увеличенным боекомплектом и курсовым гранатометом существенно повышает огневую мощь подразделений воздушного и морского десанта.
После оснащения ВДВ указанной боевой машиной десанта и семейством образцов различного назначения на ее базе "крылатая пехота" превращается в высокоманевренные мобильные механизированные войска, обладающие высокой огневой мощью и способные вести активные боевые действия в любых условиях, в том числе с десантированием боевого расчета внутри боевой машины десанта на парашютной системе с применением новых бесплатформенных средств десантирования.
Формула изобретения
1. Боевая машина десанта, имеющая шасси, в состав которого входят корпус с уширенной верхней частью, имеющей надгусеничные ниши с вертикальными наружными стенками, с установленной на нем неподвижной частью погонного устройства, с продольным центральным проемом в корме и наклонным люком для выхода десанта к корме, а также устройствами для крепления средств десантирования, гусеничный движитель с обрезиненными опорными катками, связанными через балансиры и рычаги с расположенными внутри корпуса шасси индивидуальными пневматическими рессорами подвески корпуса, имеющими гидравлическое устройство бесступенчатого изменения клиренса машины с фиксируемыми положениями клиренса - минимальным и максимальным, и с встроенным в каждую из пневморессор гидравлическим амортизатором, силовая установка, имеющая расположенные в надгусеничных нишах корпуса эжекторы системы охлаждения, с трансмиссией, взаимосвязанной с гусеничным движителем через сдающий механизм, кормовые бортовые водометные движители и волноотражательный щит с приводом, нарезную калибра 30 мм автоматическую пушку с двухленточным раздельным механизмом питания, установленную на цапфах в башне, вращающейся на погонном устройстве, стрелковое оружие, систему управления огнем с прицельными и приборными комплексами и стабилизатором вооружения в двух плоскостях, рабочие места членов боевого расчета с креслами для сидения в рабочем положении и креслами для десантирования, отличающаяся тем, что она выполнена массой m, равной массе воды, вытесненной водоизмещающей частью корпуса с установленными на ней гусеничным движителем, имеющим гусеницы с резинометаллическими шарнирами, водометными движителями и эжекторами системы охлаждения, а габариты корпуса шасси по длине и ширине выбраны с возможностью обеспечения характеристик шасси по высокой подвижности и проходимости, а также транспортабельности, а по высоте - с возможностью обеспечения требований по максимальному запасу плавучести и размещению рабочего места механика-водителя по центру в корпусе шасси в рабочем кресле, связанном через штангу с шарнирами с верхней частью корпуса в положении ″сидя″, и универсальных сидений для работы и десантирования боевого расчета внутри машины, носовая часть корпуса снизу выполнена из связанных между собой трех поперечных листов, расположенных в продольном сечении под разными углами к горизонту, образующими ломаную выпуклую наружную линию, переходящую сверху под острым углом в ломаную вогнутую наружную линию, выполненную из двух листов, расположенных в продольном сечении под малым и большим углами соответственно к горизонту, погонное устройство выполнено с размерами, взаимосвязанными с габаритами по ширине корпуса шасси, с размерами по длине моторно-трансмиссионного отделения и отделения управления, с размерами установки цапфы в башне, углами наведения пушки, в боевом отделении пушка со спаренным пулеметом установлена в двухместной башне, командир и наводчик размещены слева и справа от пушки и оно оснащено системой управления огнем с рабочих мест командира и наводчика с обеспечением командирского целеуказания, в моторно-трансмиссионном отделении установлены расположенный вдоль оси машины на уменьшенном расстоянии от оси ведущих колес оппозитный двигатель внутреннего сгорания с турбонаддувом, с эжекторно-вентиляторной системой охлаждения и сблоченный с ним центральный механизм передач и поворота, имеющий реверсивную гидромеханическую двухвальную коробку передач, в которой в редукторной части оси горизонтальных поперечных валов расположены в вертикальной плоскости, а переключение передач осуществляется фрикционными муфтами с дисками и гидравлическим приводом управления, и гидрообъемный механизм поворота дифференциального типа, связанный с выполненными вместе с дисковыми остановочными тормозами планетарными бортовыми передачами валами, проходящими через сухие, поперечно расположенные к продольной оси машины тоннели в заборных патрубках водометных движителей, при этом блокируемый гидротрансформатор, выполненный с возможностью подключения его перед выстрелом и с осью вращения вдоль оси машины, и гидрообъемная передача механизма поворота расположены между редукторной частью коробки передач и кормовым листом корпуса машины, а двигатель и механизм передач и поворота имеют одинаковый размер по высоте от оси коленвала двигателя, например, равный 390-400 мм, и над ними осуществляется выход десанта из машины в сторону кормы через люк, причем силовой - блок двигатель и механизм передач и поворота - установлен на опоре двигателя на резиновых амортизаторах и на резиновых втулках на двух бугелях механизма передач и поворота и связан выхлопными коллекторами двигателя через металлические сильфоны с двойными шарнирами с эжекторами, приваренными к корпусу машины, водометные движители выполнены с подпружиненными заслонками, состоящими из двух параллельно установленных с зазором пластин, имеющими возможность от действия водяной струи поворачиваться относительно корпуса машины из закрытого положения в открытое положение на заданный угол от вертикали, и с бортовыми эжекционными откачивающими устройствами, а привод на водометы осуществляется от реверсивного вала коробки передач через зубчатые передачи и управляемые гидроприводом фрикционные муфты с дисками в отделении управления установлена имеющая возможность регулировки колонка с центральным щитком механика-водителя, на котором установлены основные контрольно-измерительные приборы, и с расположенными под удобным углом для восприятия глазами двумя боковыми щитками с дополнительной информацией, содержащая штурвал для поворота машины на суше и плаву, органы управления механизмом передач и поворота, передаточный механизм и кинематические связи с проходящими по борту корпуса машины тягами приводов управления, соединенными с элементами гидроуправления механизма передач и поворота, позволяющими штурвалом осуществлять поворот машины на плаву после включения гидроприводом фрикционных муфт водометных движителей путем выключения одной из муфт, а для переключения передач установлен ручной механогидравлический привод и параллельно ему предусмотрена установка системы автоматического переключения передач, содержащая электронный блок управления и исполнительные электрогидравлические механизмы, балансиры опорных односкатных катков установлены на боковых скосах-реданах пятикаткового на борт корпуса машины, а пневматические рессоры подвески выполнены с фиксируемым рабочим положением клиренса, с отсечным клапаном, разъединяющим полости пневмоцилиндра и гидроцилиндра при выполнении операции подъема машины, и предохранительным клапаном для предотвращения разрушения рессоры при гидроудар, с индивидуальным зарядным давлением газа и с нелинейной упругой характеристикой - зависимостью силы на оси опорного катка Рк от хода катка по вертикали Н, имеющей граничные значения 15-66,5 кН при 0-0,4 мм соответственно, а также с амортизатором, имеющим индивидуальную на каждый каток симметричную характеристику - зависимость усилия амортизатора, приведенного к оси опорного катка Ra, от скорости перемещения опорного катка Vк с граничными значениями 0-6,7 кН при 0-0,9 м/с соответственно, и предохранительный клапан на прямом ходе для предотвращения разрушения рессоры при усилиях выше граничных, причем характеристика пушки при выстреле, характеристики системы управления огнем со стабилизатором вооружения и характеристики энергоемкости гидротрансформатора и двигателя силовой установки, характеристики подрессоривания и амортизации гусеничного движителя шасси, а также моменты инерции подрессоренной части машины, включающей вращающуюся башню с пушкой, взаимосвязаны с учетом модернизации изделия с возможностью обеспечения нормируемых показателей комплекса вооружения и возможностью обеспечения нормируемых медицинских величин ускорений, воздействующих на человека в различных режимах стрельбы с места и в движении быстроходной машины по пересеченной местности.
2. Боевая машина десанта по п.1, отличающаяся тем, что она оснащена системой управления огнем, в которой используются одинаковые индивидуальные пульты управления огнем командира и наводчика, обеспечивающие оперативное комплексное командирское целеуказание и дублированную стрельбу из пушки и спаренного пулемета и в которой имеется устройство автоматического обвода пушкой опасной зоны, например установленной на корпусе машины радиоантенны, содержащее конечный выключатель, закрепленный на корпусе машины, и копир, связанный с башней, сигналы от взаимодействия которых поступают в механизм наведения пушки.
3. Боевая машина десанта по п.1, отличающаяся тем, что она оснащена семью универсальными связанными с верхней частью корпуса сидениями с привязной системой для авиадесантирования боевого расчета внутри машины, имеющими рабочее положение и положение при десантировании и расположенными в корпусе в отделении управления и сзади у моторной перегородки корпуса.
4. Боевая машина десанта по п.1, отличающаяся тем, что в ней выполнена комбинированная система охлаждения, состоящая из двух расположенных по бортам эжекторов и двух параллельно установленных с ними в карманах корпуса машины высокооборотных вентиляторов центробежного типа, связанных через зубчатые передачи и гидравлические муфты с валами привода на водометные движители.
5. Боевая машина десанта по п.1, отличающаяся тем, что в передней части корпуса установлен в шаровой опоре, связанной через обечайку с корпусом машины, курсовой гранатомет, например, калибра 30 мм с зубчатым механизмом вертикального наведения и с возможностью горизонтального наведения вручную, который имеет стопор, шарнирно связанный тягой с корпусом машины в нерабочем положении.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Follow by Email