Глава из книги ВНИИ
Трансмаш. Страницы истории. 1999.
4 июня 1949 г . считается датой
основания института. В этот день вышел приказ № 1 директора о начале
деятельности ВНИИ-100. В соответствии с утвержденной схемой управления, были
организованы 5 конструкторских, 10 научно-исследовательских и общеинститутских
отделов, опытная производственная база в составе механического,
инструментального, сборочного цехов, вспомогательные службы и танкоиспытательная
станция.
Первоначально
кадровый состав института насчитывал 1010 человек, из них ИТР -399, рабочих
различных профессий 519, служащих 74 и младшего обслуживающего персонала 18
человек; ученые звания имели только Г.А.Михайлов (с 1938 г .) и Ж.Я.Котин (с 1943 г .).
Приказом
министра от 9 июня 1949 г .
был утвержден устав института. С этого
дня ВНИИ-100 приобрел права юридического лица и вошел в состав действующих
предприятий отрасли.
Первый директор ВНИИ-100
Ж.Я.Котин
Первыми шагами
института стали совместные с ЛКЗ и ЧТЗ работы по созданию тяжелого танка Т-10,
плавающего ПТ-76 и бронетранспортера БТР-50П.
Танк Т-10 создавался как
продолжение и завершение работ по танку ИС-7 и должен был превосходить по надежности
и маневренности находившиеся на вооружении танки ИС-2, ИС-3 и ИС-4.
Руководство
танковой промышленности понимало, что в Челябинске без участия ленинградцев не
смогут быстро разработать новую боевую машину, а если ее спроектировать на
ленинградской базе, то затем будут трудности в постановке на производство в
Челябинске.
Постановлением
правительства танк Т-10 создавался коллективами ЧТЗ, ЛКЗ и ВНИИ-100 под
технологию массового производства ЧТЗ. По сравнению с ИС-3 и ИС-4 на нем были
применены более совершенные узлы вооружения (спаренный с пушкой 12,7-мм
пулемет, механизм досылания, телескопический прицел с 3,5- и 7-кратным
увеличением, в дальнейшем стабилизатор вооружения). Броневая защита была
усилена за счет улучшения формы башни и использования гнутых бортовых листов
корпуса.
Применение
более мощного дизельного двигателя 515 кВт потребовало совершенствования всех
обслуживавших его систем: институтом были разработаны эжекционная система
охлаждения двигателя, основанная на использовании энергии отработавших газов,
высокоэффективные 2-ступенчатые воздухоочистители типа ВТИ.
Создана
оригинальная система подрессоривания, в которой обеспечено соосное расположение
подвесок обоих бортов за счет создания пучковых торсионных валов. Это позволило
повысить динамический ход опорных катков и уменьшить общую высоту танка.
При меньшей
массе (50 т) тяжелый танк Т-10 превосходил 57-тонный американский Μ-103 и
66-тонный английский «Конкэрор» по всем боевым свойствам. Танк Т-10 начал
выпускаться серийно в Ленинграде и Челябинске.
Работы
института по тяжелому танку нашли признание на правительственном уровне. Лауреатами
Государственной премии стали А.П.Калье, А.П.Покровский и П.И.Шкатов.
Реализация
требований к плавающему танку ПТ-76 оказалась для конструкторов Горьковского
автомобильного завода (ГАЗ) неосуществимой. Изготовленный ими опытный образец
имел много недостатков, и правительство решило подключить к выполнению этого
задания ленинградских танкостроителей с их сравнительно мощной для того
времени экспериментальной базой, а также челябинцев, которые имели огромный
опыт отработки конструкции под массовое производство.
Первые прикидочные проработки
компоновки плавающего танка начал Д.С.Троянов, затем к этой работе подключились
Г.Н.Москвин, Г.Н.Рыбин, А .Н. Стеркин и Н. Ф.Шашмурин.
Работа
начиналась с «нуля». Пришлось постигать основы гидродинамики, теории плавучести,
исследовать водоходные движители, выявлять их сильные и слабые стороны в
условиях движения танка.
Во ВНИИ-100
были разработаны водометный движитель, эжекционная система охлаждения для
основного двигателя и ходовая часть. Спроектированная специалистами института
гусеница с открытым металлическим шарниром и штампованным траком имела
наименьшую массу по сравнению с лучшими зарубежными образцами.
Легкий
14-тонный плавающий танк ПТ-76, вооруженный 76-мм пушкой, отличался высокой
устойчивостью на плаву, что позволяло в этом положении вести огонь из пушки и
уверенно двигаться при 4- и 5-балльном волнении во время морских десантных операций.
Этот танк обладал наиболее высокой проходимостью по мягким грунтам и снежному
покрову. Подобной машины не имела ни одна зарубежная армия.
Впоследствии в танке ПТ-76 была
применена 2-плоскостная стабилизация пушки, увеличено водоизмещение корпуса, установлены
приборы ночного видения.
На базе танка
ПТ-76 без существенных изменений был создан бронетранспортер БТР-50П,
предназначенный для перевозки личного состава (до 20 человек) и военного
имущества. Грузоподъемность БТР-50П составляла 2 т. Обе машины серийно
изготавливались на СТЗ, на котором в ноябре 1950 г . было образовано
танковое КБ.
К этому периоду относятся
совместные работы института с ЛКЗ по проектированию, изготовлению и испытаниям
опытных образцов трелевочных тракторов КТ-14 с новым газогенераторным
двигателем ГД-30. Трелевочные тракторы серийно выпускались на других заводах.
В целях
организации и координации научно-исследовательских работ в институте приказом
директора от 18 ноября 1950 г .
был образован научно-технический совет со следующими секциями: общемашинная;
организационно-техническая; аэрогидродинамическая и теплотехники; механики;
защиты, спецоборудования и оптики; электрорадиотехники и акустики; материалов,
топлива и масел.
Председателями
секций были назначены соответственно П.К.Ворошилов, Б.С.Беляков, Г.А.Михайлов,
А.С.Ермолаев, Л.С.Троянов, П.Н.Иванченко, В.А.Цуканов.
Председателем
НТС стал Ж.Я.Котин, ученым секретарем—В. А.Поляченко. В состав секций входили
П.П.Исаков, Л.Е.Сычев, В.С.Старовойтов, А.А.Останин, Н.А.Бурцев, К.Б.Чернов,
В.Т.Ло- моносов, А.П.Покровский, Н.Т.Редька, В. Л .Яковлев, Г.Н.Рыбин,
Н.И.Заморянский и др.
В конце
декабря 1950 г .
за институтом согласно распоряжению Совета Министров СССР была закреплена
территория площадью более 2000
га для строительства испытательной базы. Эта территория
в районе пос. Горелово ранее принадлежала ЛенВО.
По
воспоминаниям старейших работников института А.И.Эстратова и С. А.Захарова
освоение территории началось с ее разминирования, поскольку по ней в годы войны
проходила линия фронта. Для разминирования использовалась ИСУ-152 с минным
тралом, переданная из округа. Жизнь начальника базы А.И. Эстратова и водителей
Н.А. Волкова, В.В. Жукова и М.В. Юсова была застрахована на 25000
руб.(каждого). Все мины обнаружить не удалось. Однажды (в 1954 г .) одно из опытных
изделий во время испытаний подорвалось.
В 1950 г . институт выполнял
двоякую функцию – как отраслевого, так и заводского уровня. Однако
опытно-конструкторские работы превалировали над научно-исследовательской тематикой.
Интересы завода ставились выше отраслевых.
Распоряжением
от 31 июля 1951 г .
Совет Министров СССР предоставил руководству Министерства транспортного
машиностроения право выделить из состава института КБ с передачей его ЖЗ. 31
августа был издан приказ министра о выделении из института в состав завода
Особого конструкторского бюро по тяжелым танкам. Начальником ОКБТ и главным
конструктором завода был назначен Ж.Я.Котин, а директором ВНИИ-100 - П.К.Ворошилов,
заместителем директора по НИР - В.Т. Ломоносов.
Второй директор
ВНИИ-100 П.К. Ворошилов
Вместе с
Котиным на Кировский завод ушли А.С.Ермолаев, П.П.Исаков, Н.В. Курин, Ф.А.Маришкин,
Г.Н. Рыбин, В.Н. Торотько, А.С. Шнейдман и др. Но и в институте остались
достаточно сильные специалисты и среди них Б.С. Беляков, К.И. Буганов, И.Х. Биатов,
И.Н.Корнилаев, С.В.Мицкевич, П.Н. Иванченко, В.Т. Ломоносов, Г.Н. Москвин, А.А.
Останин, А.П.Покровский, В.А. Поляченко, Л.С. Троянов, М.И. Рыбин, В.Л. Яковлев,
Н.И. Сахаров.
Лабораторная
база института и цехи опытного производства в 50-х годах в своем развитии в значительной
степени были скованы отсутствием резервных площадей на территории ЛКЗ. Поэтому
стендовое хозяйство большинства научных отделов значительно отставало от
потребностей НИИ. В отделе моторных установок (начальник В.Т.Ломоносов, затем
А.А. Останин) имелись стенды для испытаний эжекционных систем охлаждения и
воздухоочистителей, в отделе ходовой части (Г.А.Серегин, затем В.Л.Яковлев) —
стенды испытаний торсионов, шарниров гусениц (с грязевой камерой),
амортизаторов различного типа и опорных катков. В отделе трансмиссий (Ф.А.Маришкин,
затем А.П. Крюков) находились грузовые стенды, оснащенные механическими
тормозами, охлаждаемыми водой, с динамометрами в виде весов. В отделе ходовых
натурных испытаний (А.З. Беленький) на опытной базе существовали пробеговые
трассы различной степени сложности.
Для
комплексных испытаний танка под нагрузкой был спроектирован и изготовлен оригинальный
«стенд Корнилаева». Задачи развития стендового хозяйства возлагались на
проектный отдел нестандартного оборудования (В.А. Каргаполов, затем
Н.И.Сахаров).
Кроме
указанных отделов, были сформированы общемашинный танковый (Л.С.Троянов),
вооружения и оптики (М.И.Рыбин), электрорадиооборудования (П.Н.Иванченко),
корпусов и защиты (К.И. Буганов), прочности (Е.Е. Кабанов), расчетно-исследовательский
(В.А. Поляченко), информации (В.Г.Левашов, затем Л.Д. Гурарий, Д.Б. Шпатер),
общетехнический (В.М. Шитиков). Отдельную лабораторию горюче-смазочных
материалов возглавлял С.С. Бернштейн.
В период
1951-1959 гг. институт провел комплекс теоретических и экспериментальных исследований
гидромеханических трансмиссий, систем воздухоочистки, высокотемпературной эжек-
ционной системы охлаждения, разработал мероприятия по снижению уровня
акустических шумов, повышению скорости гусеничных машин на плаву и ряд других.
Однако основу работ этого периода составлял поиск частных решений по отдельным
узлам, системам и агрегатам боевой техники.
С целью повышения подвижности
танков нового поколения необходимо было разработать более совершенные силовые
установки, трансмиссии, ходовые части и специальное оборудование для
преодоления водных преград.
В результате интенсивных
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ ВНИИ-100 с другими НИИ
и КБ к концу 50-х годов впервые в мировой практике удалось создать экспериментальную
силовую установку (СУ) с дизелем, развивающим рекордную по тому времени
мощность 736 кВт (1 000 л .с.).
В те же годы в институте были
начаты работы по использованию в ВГМ газотурбинного двигателя, которые в
дальнейшем привели к созданию танка Т-80.
В начале 50-х годов группой
сотрудников ВНИИ-100 были разработаны эжекционные системы охлаждения,
использующие энергию отработавших газов двигателя и до настоящего времени не
имеющие аналогов в мировой практике. Положительными качествами этого типа
систем охлаждения, помимо простоты конструкции, являются меньшие затраты
мощности, изолированность газовоздушного тракта, обеспечение тепломаскировки,
хорошая компонуемость в танке.
Создание теории эжекционных
систем охлаждения потребовало решения комплекса газодинамических и
аэродинамических задач. Теоретические и экспериментальные разработки и исследования
послужили фундаментом для проектирования систем охлаждения танков Т-10, ПТ-76 и
Т-64.
Одновременно
проводились работы по совершенствованию вентиляторных систем охлаждения.
Специалисты института стали инициаторами введения высокотемпературного
охлаждения двигателя, что дало возможность существенно уменьшить габариты
системы и затраты мощности.
В начале 50-х
годов во ВНИИ-100 впервые в отрасли были разработаны высокоэффективные
2-ступенчатые воздухоочистители типа ВТО, в которых в первой ступени
использовались циклоны с обратным потоком с автоматическим удалением пыли, а во
втором — кассеты с проволочной набивкой.
Воздухоочистители
этого типа нашли применение на многих ВГМ (танки Т-10, Т-54, Т-55, Т-62, ПТ-76,
Т-72 и другие), а также в СУ гражданского назначения, использующих двигатели
типа В-2.
В конце 50-х
годов разработана конструкция принципиально нового высокоэффективного циклона
ВЦТ с обратным потоком и на базе этого циклона созданы воздухоочистители для
ВГМ, не требующие обслуживания в эксплуатации и имеющие коэффициент очистки на
уровне 2-ступенчатых воздухоочистителей. Эти воздухоочистители не имеют
аналогов в мировой практике.
Решение
проблемы создания надежной трансмиссии для передачи повышенной мощности
двигателя и облегчения управления при прямолинейном движении и повороте
потребовало организации и проведения институтом всесторонних теоретических и
экспериментальных исследований механических, гидравлических и электрических
силовых передач. В результате были разработаны первые отечественные
гидромеханические трансмиссии (ГМТ), в которых использовались гидротрансформаторы,
планетарные передачи и фрикционные элементы с металлокерамическими дисками,
работающими в масле.
Отрабатывались
методы испытаний трансмиссий и их элементов. Для оценки износостойкости
деталей передач использовались радиоактивные изотопы. Была изготовлена
экспериментальная ГМТ, которая испытывалась на опытных тяжелых танках,
созданных в J1K3, ВНИИ-100 и ЧТЗ.
Разработанные
новые узлы силовых передач в дальнейшем были использованы в отечественных
машинах. Трансмиссии с бортовыми планетарными коробками и фрикционными элементами
применяются в настоящее время на всех серийных танках, а гидротрансформаторы —
в трансмиссиях новых ВГМ легкой и промежуточной категории по массе, на
гражданском транспорте — от тяжелых многоосных машин до тепловозов.
Ресурс гусениц
танков первого послевоенного поколения в абразивных условиях был низким
(1000... 1500 км ).
В результате проведения НИОКР совместно с УВЗ во ВНИИ-100 была разработана
технология борирования пальцев гусениц, что обеспечило повышение их долговечности
в 1,5-2 раза на танках Т-54, Т-55 и Т-62 (главный конструктор Л.Н.Карцев, УВЗ).
Отрабатывалась технология борирования на специально созданных стендах для
испытаний шарниров в абразивных условиях.
Для
дальнейшего повышения параметров плавности хода машин требовалось существенное
увеличение динамического хода опорных катков и, как следствие этого,
допустимых касательных напряжений в торсионных валах. Проведенные институтом
НИР, направленные на совершенствование технологии их изготовления, позволили
поднять уровень допустимых напряжений с 7800 до 11800 кг/см2 и
увеличить динамический ход катков со 120 до 160 мм на танках Т-55 и Т-62.
Итогом
совместных работ ВНИИ-100, ВНИИ стали и Харьковского КБ по машиностроению им.
А.А. Морозова (ХКБМ) стало обеспечение повышения допустимых напряжений в
торсионных валах (до 13250 кг/см2) путем заневоливания торсионных
валов и применения стали 45ХНМФА электрошлакового переплава. Оба эти
направления повышения параметров плавности хода использовались при создании
торсионных валов отечественных танков второго послевоенного поколения.
Уже в конце второй мировой войны
назрела острая необходимость решения проблемы совершенствования защиты танков
от кумулятивных средств поражения. Пробивная способность их значительно
превышала толщину брони основных деталей и узлов массового танка Т-34.
Пришедшие на
смену Т-34 танки Т-54, Т-55 и Т-62 также поражались реактивными противотанковыми
гранатометами и артиллерийскими кумулятивными снарядами.
В 50-е годы в
институте формируется тематика работ по защите танков от кумулятивных средств
поражения: бортовые экраны, круговая экранированная броня, комбинированная
броня с керамическим наполнителем. Проводятся совместные исследования с ХКБМ,
Уралмаш, ЛКЗ, 38НИИБТ, Физико-техническим институтом им. А.Ф.Иоффе (ФТИ) и ВНИИ
стали, разрабатываются и испытываются опытные образцы. Начиная с 1958 г ., ВНИИ-100 становится
центром исследовательских работ по созданию комбинированной брони с
керамическим наполнителем.
В середине 1954 г . вышло постановление
Совета Министров СССР о дополнении тематики ВНИИ-100 научно-исследовательскими
работами по средним и тяжелым гусеничным артиллерийским тягачам. Одновременно
были образованы конструкторские коллективы по тяжелым тягачам в Харькове на
заводе транспортного машиностроения и по средним — в Кургане. Можно назвать
следующие основные проблемы, которые решал институт в новом направлении
деятельности: совершенствование подрессоривания и плавности хода в условиях
динамического взаимодействия с прицепом, повышение тягово-сцепных свойств
траков гусениц на различных грунтах, увеличение ресурса гусениц, улучшение
управляемости тягачей, создание бесступенчатого механизма поворота и др.
Рекомендации и разработки института внедрялись на заводах в Кургане и Харькове.
Оригинальная торсионная подвеска с телескопическими амортизаторами, позволившая
увеличить динамический ход катков более чем на 50%, была выполнена на натурном
макете на базе тягача АТ-Т, оснащенном танковым двигателем 3 82 кВт (520 л .с.).
С 1954 г . в институте началась
подготовка кандидатов технических наук через заочную аспирантуру по
специальности «Колесные и гусеничные машины». Диссертации защищались в советах
при ВАБТВ им. Р.Я.Малиновского, МВТУ им. Н.Э.Баумана, ЛПИ, Ленинградском
механическом институте (ЛМИ), Военной академии транспорта и тыла (ВАТТ) и др.
Приход в 1952 г . в состав руководства
Минтрансмаша Н.А.Кучеренко, одного из создателей танка Т-34, способствовал еще
большему сближению конструкторских коллективов заводов, выпускавших средние
танки, с ВНИИ-100.
В первую очередь, это относилось
к более тесному сотрудничеству института с ХЗТМ, представителем которого был
Н.А.Кучеренко.
Развернувшиеся
вскоре работы по созданию нового среднего танка надолго связали творческой
дружбой коллективы ВНИИ-100 и харьковчан.
Комментариев нет:
Отправить комментарий