Рубрики

суббота, 28 января 2023 г.

БОЕВОЙ ТАНК “ЛЕОПАРД-2” ДЛЯ ШВЕЦИИ


19 декабря 1996 года в Мюнхене на фирме "Краус- Маффей"  в рамках "Roll Out" шведской армии был официально передан первый боевой танк "Леопард-2". Данная статья, в этом случае, рассматривает существенные отличия в оснащении немецкого танка "Леопард-2А5" (на II ступени улучшенной модификации танка "Леопард-2А4") и нового шведского танка, имеющего маркировку Stridsvagn 122 (Strv122).

 

 

Отличия 

Немецкая программа увеличения боевой эффективности II ступени охватывает мероприятия по росту боеспособности, благодаря улучшению ведения огня и управляемости, а также благодаря повышению баллистической защиты. При этом были учтены финансирование, ограничение боевой массы, периферийные исполнительные устройства и имеющаяся инфраструктура.

Так, боевая масса немецкого танка не должна превышать границу в военной классификации грузоподъемности MLC 70 (около 60 т). У шведской боевой машины она ограничена отметкой в 62,5 т. Исходя из этого, у шведских танков открылся путь для дополнительных мероприятий по созданию защиты. Таким образом, часть отличий объясняется "предысторией" обоих машин. Мероприятия по перевооружению немецких танков должны быть реальны.  Это означает углубленную разработку решений по вооружению. Принимая во внимание достигнутый уровень технологии, для шведских танков имеют значение современные условия производства новых узлов и частей конструкции.

 

Совместная машина

 

Внешне шведский танк узнают по маскировочной окраске. Она состоит из черных, зеленых и светло зеленых пятен. У немецкой машины - черные, зеленые и коричневые пятна. Боевая масса Strv 122 составляет 62,0 т по отношению к 59,5 т у танка "Леопард-2А5". Все типовые узлы элементов конструкции, а также все предметы снаряжения имеют двоичные коды-маркировки. Они позволяют безошибочно понять соответствующие значения с помощью расшифровки штрихового кода.

 

Оборудование башни

 

Естественно, явные различия между двумя танками большинство потребителей находят в конструкции башни.

 

Защита

 

Оба танка в элементах башни содержат пакет защиты новой, но, отличающейся технологии (пассивная многослойная броневая защита третьего поколения). У шведской боевой машины люки командира и заряжающего, а также часть крыши башни дополнительно имеют адаптированную пассивную защиту.

Исходя из причин улучшения управляемости, люки разрабатывались как подвижные. У "Леопарда-2А5" впредь стали применять подъемно - вращающийся люк командира и вращающийся вокруг вертикальной оси люк заряжающего. Учитывая расходы и массу, у немецкого танка приходится отказываться от дополнительной защиты башни.

В качестве дальнейших мероприятий по улучшению защиты танк Strv 122 имеет электрически управляемый щиток противоосколочной защиты перископа командира, который в случае не использования перископа закрывает в положении "на 6 часов" окошко объектива.

 

Ведение огня, наблюдение за полем боя, управляемость

 

В вычислительном устройстве системы управления огнем (СУО) может храниться таблица стрельбы 12 видами боеприпасов, такими как: снаряды кинетического действия (КЕ-); кумулятивные (HL-); фугасные; дымовые; снаряды поражающие вертолеты; учебные; практические снаряды и др. Командир имеет возможность разворачивать прицел в нужное направление благодаря нажатию кнопок, находящихся на приборе управления.

Главный прибор наведения на цель EMES 15 (у наводчика) имеет безопасный для глаз комбинированный лазер. В противоположность ему  немецкий "Леопард-2" до сих пор имеет "старый" лазер на алюминиево-иттриевом гранате с примесью неодима (Neodum - YAG - Laser). Наряду с двенадцатикратным увеличением, как у немецкого танка "Леопард-2", также можно переключаться на трехкратное увеличение с соответственно расширенным полем зрения.

Со шведской стороны имеются предложения оборудовать окуляры оптики и часть зеркального угломерного прибора электрическим подогревом, принимая во внимание северные климатические условия с целью воспрепятствовать отпотеванию стеклянных поверхностей и образованию льда.

Совершенно новым элементом конструкции является система TCCS (танковая система управления и контроля), которая значительно улучшает командную управляемость боевым танком. Она состоит из прибора управления с экраном (тактический терминал) по жидкокристаллической технологии (LCD- Technik) с соответствующими элементами управления у командира, вычислительной машины и сепаративного запоминающего устройства данных (MIDAT).




Рис. 1. Контрольное устройство системы TCCS с полем управления в боевом танке "Леопард-2" для Швеции.

Сведения о тактической обстановке и точных позициях неприятельских и собственных сил являются основной предпосылкой для быстрого и успешного ввода в бой войск. Здесь часто считают каждую секунду.

На уровне боевых машин танк "Леопард-2" для Швеции имеет рядом с прицелом, управляемым системой IBP Pietzsch, вновь разработанную систему командования и управления TCCS (танковая система управления и контроля). Она выполняет следующие задачи:

передача команд;

оценка положения;

выведение на монитор карты обстановки;

ориентация на месте;

идентификация цели.

 

Для боевых машин будущего в действующих частях эти задачи выполняет система Fa Ko M (средства боевых машин, коммуникации и управления). Ее замещает подобная основная структура - система TCCS - и отличается она модулированными средствами программного обеспечения и техническими средствами. Вследствие этого, она пригодна для всех существующих типов машин и радиосистем.

Это предполагает улучшенную связь и координирование действий в любой обстановке и, вместе с тем, высокую боевую мощь и мобильность для каждого периода времени. Больше информации и сокращение времени реагирования благодаря интегрированной системе - в этом наша сила


Вычислительное устройство в машинах, переведенных на систему с шиной данных, обеспечивается необходимыми данными.

Сюда же относятся и параметры некоторых систем навигации и устройства RPP (см. ниже).

Рис. 2. Элементы системы устройства управления огнем танка "Леопард - 2":

1.                 – место наводчика; 2 – место командира; 3 – RPP (интегрированный управляемый вычислительной машиной танковый контрольный прибор); 4 – TCCS (танковая система управления и контроля)


На экран монитора можно вызвать цифровые цветные карты местности в масштабах 1:25000, 1:50000 и 1:250000 и снабдить их тактическими символами для понимания обстановки. Связь с другими боевыми машинами и подразделениями осуществляется через передачу цифровых радиоданных по двум дополнительным рациям.

Наряду с командиром, водитель также обеспечивается через информационный терминал данными из системы TCCS. К этому относится ориентация машины по сторонам света, а также направление и дальность до следующей точки маршрута. В сравнение с танком  "Леопард-2А5", где рядом с местом командира размещается устройство управления и дисплей навигационной установки, водитель не имеет возможности вовремя получить необходимые данные.

С немецкой стороны для улучшения управляемости танком "Леопард-2А5" и другими боевыми машинами осуществляется оснащение системой IFIS (интегрированной системой управления и командования боевыми частями). Для этих намерений, конечно, еще раз прибегают к активизации определения и разработки системы Ge Fű Sys (системы управления полем боя). Первым шагом к этому становится оснащение необходимой структуры для полевых испытаний, при работе которой в процессе управления исследуются информационные потоки.

 

Вооружение и боеприпасы

 

С внешней стороны башни находится французская система GalixSystem для стрельбы дымовыми снарядами для маскировки в ИК и видимом диапазоне волн. Могут также использоваться фугасные и осколочные снаряды. У немецкого танка в дальнейшем будет применена совершенная установка по выбросу дымообразующих веществ. В качестве бронебойных снарядов в шведских боевых машинах применяются боеприпасы кинетического действия (КЕ-), а также НЕ- (осколочно-фугасные) снаряды.

 

Проверка неисправностей,

контроль за неисправностями

 

Для шведского танка система RPP  (интегрированный управляемый вычислительной машиной танковый контрольный прибор) была переключена на новое электронное устройство и присоединена к структуре с шинной организацией базы данных (MILBUS 1553 B). Показание перемещалось на экране монитора системы TCCS. Для немецких боевых танков прослеживается другая концепция. Показания в устройстве RPP остаются и потом сохраняются, так как используется система IFIS – терминал.

 

Обучение

 

Устройство ведения огня оснащалось интерфейсом для развивающего тренажера – имитатора боя ВТ46 шведской фирмы Saab Training. Эта версия также допускает возможность получения на мониторе командира траектории полета снаряда.

 

Прочее

 

Шведские танки получают сеть бортовых переговорных устройств и четыре новые радиостанции, две из которых предназначены для передачи цифровых данных, а две служат радиотелефонами.

Освещение боевого отделения танка желто-зеленое вместо бело-красного.

 

Оснащение ходовой части

 

Защита

 

Корпус танка Strv 122 снабжен дополнительной защитой передней части и верхней передней детали. Место водителя дополнительно предохраняется правой нишей.

В боевом отделении водителя, как в башне, находится внутренний подбой, который составляет дополнительную противоосколочную защиту.

Тяжелые щитовые прикрытия гусеничной цепи содержат дополнительные элементы защиты. Во всех топливных баках находится особый наполнитель, используемый для защиты от пожара и взрыва.

Камера двигателя дополнительно охлаждается воздухом, для того чтобы уменьшить влияние теплового инфракрасного излучения.

В камере двигателя находится также датчик температур и схема активизации защиты, которая отключает все вентиляторы при атаке напалмом.

 

Схема электропитания

 

Танк Strv 122 оборудуется шестью шведскими аккумуляторными батареями с номинальной емкостью 140 А/ч (Ампер – часов) вместо восьми с емкостью 100 А/ч у "Леопарда – 2А5".

 

Управляемость

 

Водитель имеет прибор ночного видения (пассивного типа), который также применяется и в шведских боевых машинах класса СV 90.

 

Ходовая часть

 

В связи с увеличением массы применены усиленные торсионы и амортизаторы (у танковой гаубицы 2000) и эксплуатационный тормоз с толстыми фрикционными дисками.

 

Безопасность

 

Она вытекает из специальных общепринятых мероприятий по безопасности, таких как, например, аварийный выключатель двигателя из башни у водителя и ремни безопасности.

 

Заключительные выводы и

перспектива

 

Сравнение показывает, что новый шведский танк "Леопард - 2" отчасти имеет расширенное оснащение по отношению к немецкой версии. Боеспособность должна соответственно увеличиться.

Система TCCS представляет существенный элемент оборудования шведского танка, который обеспечивает улучшенное управление системой вооружения.

Для усовершенствования готовой модели системы IFIS с  немецкой   сто роны для активизации ее разработки на основании боевого опыта могут прибегнуть к  системе TCCS. С немецкой стороны в противовес этому при разработке собственного образца  сис-


темы можно прибегнуть к системе идентификации "свой - чужой" (ZEFF) и позднее в сфере НАТО для пользы дела вернуться к этому успешному решению.

В рамках увеличения боевого веса корпуса и башни "гармоничная" броневая защита шведского танка может быть реализована на современном уровне технологии защиты у немецкого "Леорарда – 2" с увеличенным весом. Выход   из   положения    предполагает усовершенствование    новой     башни, только с    двумя   членами  экипажа в боевом отделении меньшего объема танка, с возможностью создания внутри установленных границ веса дополнительной защиты корпуса и башни.

Для повышения огневой мощи с немецкой стороны (при сотрудничестве с Нидерландами) работают над улучшением снаряда кинетического действия (КЕ - ) и удлинением орудийного ствола. На следующей ступени боевая эффективность системы вооружения, вместе с IFIS, позволяет далее совершенствовать элементы огневой мощи и управления огнем.

 

Gunnar Ivarsson und Rainer Glass

Stridsvagn 122

Kampfpanzer Leopard 2 fűr Schweden

Soldat und Technik, 1997, Nr 2



Комментариев нет:

Отправить комментарий