Рубрики

четверг, 1 мая 2025 г.

Про один незаметный, но важный не достаток советских и постсоветских танков.

 ВЛИЯНИЕ ПОРОХОВЫХ ГАЗОВ НА СОСТОЯНИЕ ЭКИПАЖЕЙ БОЕВЫХ МАШИН

Про один незаметный, но важный не достаток советских и постсоветских танков. Или почему многие пытаются быть с открытыми люками.

Отрывки из статьи «Влияние пороховых газов на экипажи ББМ».

В результате исследований получены данные по загазованности рабочих мест членов экипажа танков Т-72Б и Т-80У. Условия стрельбы были следующими. Стрельба велась из пушки и спаренного пулемета. Стрельба из 125 мм пушки велась непрерывно в течение 7 минут с темпом 3 выстрела в минуту. Серия состояла из 21 выстрела (моделировалась тактическая ситуация). Стрельба из пулемета велась в течение 6-й и 7-й минут с темпом 125 выстрелов в минуту. Серия состояла из 250 выстрелов. Все стрельбы проводились в двух режимах воздухообмена: вентиляции (люки закрыты, фильтр-поглотитель выключен); фильтровентиляции (люки закрыты, фильтрпоглотитель включен).

Из анализа результатов были сделаны следующие выводы:

- в режиме фильтровентиляции загазованность в танке существенно выше, чем в режиме вентиляции вследствие уменьшения интенсивности воздухообмена более чем в 2 раза;

- наибольшая загазованность наблюдается на месте командира, наименьшая у механика-водителя из-за разности высот их расположения в танке, а также некоторого удаления механика-водителя от боевого отделения (у наводчика несколько меньше, чем у командира из-за особенностей конструкции казенной части пушки и ограждений);

- при стрельбе из пулемета загазованность пороховыми газами обитаемых отделений танка значительно выше, чем при стрельбе из танковой пушки в 1,5-5 раз;

- превышение ПДК по окиси углерода (по нормам безопасности) в танке возникает через 3-7 минут стрельбы из пушки и пулемета с указанным темпом;

- в указанных режимах стрельбы при полностью открытых люках (избыточное давление воздуха в танке отсутствует) загазованность значительно ниже, чем при закрытых или слегка приоткрытых.

 

Существенное влияние на загазованность в танке может оказывать давление в накатнике пушки. Если давление будет ниже нормы, то накат будет происходить с задержкой, а следовательно, и клин затвора откроется позже (клин затвора открывается при накате), это будет снижать эффективность эжекции.  После вылета снаряда из канала ствола начинается эжекция газов еще при откате, но чем раньше откроется клин затвора при накате, тем эффективность эжекции будет выше. Поэтому перед стрельбой из пушки всегда необходимо накануне проверять давление в противооткатных устройствах и, в частности, в накатнике.

При стрельбе с работающим нагнетателем и открытыми люками уровень загазованности обитаемых отделений существенно, примерно вдвое меньше, чем при закрытых люках в режиме вентиляции и втрое меньше, чем в режиме фильтровентиляции. Это позволяет считать, что на загазованность сильнее влияет воздухообмен, а не внутреннее избыточное давление (подпор).

Существенным недостатком всех наших танков является очень низкая живучесть ресиверов и в первую очередь при действии потока осколков при фугасном действии взрыва непосредственно перед танком. Обратим внимание на то, как конструктивно выполнены кожухи ресиверов на многих зарубежных танках (наплывом вверх, т.е. в нижней части трубы ствола кожух плотно прижат и в случае его поражения осколками разгерметизация может произойти с существенно меньшей вероятностью, чем в тех случаях, когда кожух равномерно с зазором охватывает всю трубу ствола пушки).

На Российских танках во всех случаях это сделано как раз не так. За рубежом же конструкторы такое решение реализовали как бы невзначай, так как решалась совершенно другая проблема - обеспечение максимального угла склонения ствола пушки на корму за счет смещения кожуха ресивера в верхнюю часть ствола. При модернизации всех наших танков этот просчет необходимо обязательно ликвидировать, так как в боевой обстановке это быстро себя проявит, но будет поздно – погибнут люди, если ресивер разрушен осколками, то, естественно, прекращается эжекция газов из ствола пушки, а это, при высоком темпе стрельбы, неминуемая гибель экипажа, т.к. даже при наличии подпора часть пороховых газов проникает в боевое отделение.

Опыт войсковой эксплуатации боевых машин, оснащенных системами коллективной защиты (далее – СКЗ), показывает, что наиболее часто отравление экипажей угарным газом при стрельбе происходит, в основном, по двум причинам: - неправильная эксплуатация ФВУ;  - некачественное обслуживание эжектора танков после стрельбы (тангенциальные сопловые отверстия в стволе пушки забиты продуктами горения пороха – «смолой»).

Комментариев нет:

Отправить комментарий