Рубрики

среда, 6 августа 2025 г.

FSCV, нацеленный на мировые рынки

 

FSCV, нацеленный на мировые рынки

ARMIES & WEAPONS - No 49 - December 1978


FSCV, вид слева
На этой фотографии, сделанной на испытательном полигоне производителя, можно увидеть два левых пулеметных порта и пулемет MG3 калибра 7,62 мм, установленный на башенке командира танка.


На этой фотографии FSCV, сделанной на заводе Krauss Maffei, можно увидеть задний пулеметный порт для использования личного оружия экипажа, находящегося в заднем отсеке машины.
 

FSCV, вид спередиКак видно из фронтального вида FSCV, угол наклона передней бронеплиты увеличен для улучшения базовой баллистической защиты по сравнению с оригинальной конструкцией M-113. Однако заметен явный «ловитель снарядов» при поднятом положении основного орудия. 


В последние годы в военных кругах преобладает тенденция к постоянному стремлению к все большей сложности, что часто перевешивает соображения здравого смысла и экономической логики. Причины этого многообразны и относительно просты: сложность в определенной степени и при правильном применении обеспечивает большую эффективность — это практическая причина. Сложность также означает больше работы с базовыми материалами, что приводит к увеличению добавленной стоимости конечного продукта и, следовательно, к более высоким прибылям или большей возможности получения прибыли.Освежающим изменением в этой лихорадочной гонке за технологиями является FSCV (боевая машина огневой поддержки), разработанная совместно компаниями Krauss Maffei, Rheinmetall и FMC. Хотя машина, безусловно, включает некоторые относительно передовые технические решения для различных задач, FSCV в целом проста как по концепции, так и по применению. Что может быть проще? Перед нами слегка модифицированное и улучшенное шасси M-113A1 с установленным 105-мм орудием: мгновенная надежность и огневая мощь — волшебная формула. Многие страны третьего мира и некоторые развитые страны нуждаются именно в такой формуле. Но вернемся к основам. 

понедельник, 4 августа 2025 г.

Отчет об оценке M551 Sheridan (ACG-2/69) за март 1969 года

 


Надежность и боевое применение

Надежность:

  • Мобильность и проходимость: M551 Sheridan демонстрирует высокую мобильность в условиях Вьетнама, особенно в каучуковых плантациях, благодаря компактной ширине и короткому стволу орудия. За отчетный период (28 февраля – 28 марта 1969) не зафиксировано случаев схода гусениц в боевых операциях.

Проблемы с оборудованием:

    • Электросистема: Зафиксировано 59 отказов за период оценки, из них 42 за последние 30 дней, что значительно снижает боеготовность. Основная причина — перегрузка от длительного использования (18–20 часов в сутки). Отмечены отказы блоков управления башней из-за высоких переходных токов.
    • Система продувки ствола (CBSS): 37 отказов, 18 за последний месяц. Требуются более надежные соединения и расположение компонентов.
    • Система отдачи: 34 неисправности, но замена 10 уплотнителей снизила частоту отказов. Проблема требует дальнейшего анализа причин (возможно, качество уплотнителей или условия хранения).
    • Прожекторы: 44 отказа, 31 за последние 30 дней. Причины: повреждение креплений, отказ вентиляторов, короткие замыкания. Ремонт в полевых условиях ограничен.
    • Перископ XM44: 30 отказов, 22 за последний месяц, что снижает эффективность ночных операций. Нехватка запасных перископов и ремонтных мощностей приводит к снижению боеготовности до ~60%.
    • Перегрев двигателя: 10 случаев за месяц, из них 2 потребовали замены двигателя. Причины: засорение радиаторов в джунглях и пыльной местности, а также ограничение воздушного потока из-за модифицированной укладки имущества.
    • Ведущие колеса (спрокеты): 40 случаев износа за месяц, в основном в 11-м бронекавалерийском полку после ~2400 км пробега. Износ составляет 1,27–1,91 см, что требует замены. Требуется улучшение качества или покрытия спрокетов.
    • Боеприпасы: 68 повреждений основного орудия из-за разрыва горючего корпуса, в основном от ударов мин или вибрации на пересеченной местности.

Обслуживание и логистика:

    • Уровень боеготовности (OR) достиг 85%, с пиком 90% у 11-го полка. Проблемы с поставками (особенно уплотнителей отдачи и блоков управления башней) изначально снижали OR.
    • Соотношение времени обслуживания к времени эксплуатации: 0,62. Основное время занимает замена уплотнителей отдачи (в среднем 23,9 часа).
    • Критические дефицитные элементы: регуляторы напряжения, блоки управления башней, уплотнители отдачи, спрокеты, амортизаторы, гранатометные трубы.
  • Проблемы с минами и РПГ:
    • Мины: 7 инцидентов. Повреждения умеренные, без разрывов корпуса или вторичных взрывов. Брюшная броня эффективна, но проблемы с разрывом корпуса и боеприпасов остаются.
    • РПГ: 7 попаданий. Три машины потеряны из-за вторичных пожаров (через 3–5 минут после попадания) и взрывов боеприпасов (через 15 минут). Проблема пожаров после попадания РПГ критична.

Боевое применение:

суббота, 26 июля 2025 г.

Replacement for "Armata" - "Shturm" Robot





New from UKBTM: Assault Tank. The concept of an assault tank, including for urban combat, is not new. For about 15 years, it has stirred the minds of military thinkers—assault vehicles for ground forces or TShM (Russia) designed to break through fortified defenses. The main drawback of using tanks alone for breaching fortified defenses is their limited suitability for countering anti-tank threats and their inadequacy in urban combat.


 

Based on the design of the existing 125 mm gun with a shortened barrel (for the so-called assault tank), it features enhanced protection for the front part of the turret. Technical documentation has been developed, and it has been tested in field conditions with positive results. See: https://t.me/btvt2019/9351. By the way, the project in the link describes an even better tank, which also included a 30 mm gun.




 
 So, let’s take a look at the updated "Shturm" model of 2024.As usual, for some reason, they decided not to install dynamic protection (DZ) on the turret at all… why?
Backup duplicate sights in case that massive box fails? Nope.
They opted to abandon the modular "Relikt" protection—fair enough.
The embrasure (area around the gun) is reliably protected—at least they paid attention to this, which is progress.It is designed as a remotely controlled vehicle with the option for crew operation, and space is needed inside to load the 22-round autoloader.Overall, it’s shaping up to be something intriguing but with obvious flaws. Will it break the chain of UVZ’s failures? I doubt it.Previously, UKBTM patented a control vehicle for "Shturm" – see: New UKBTM Development - Command Vehicle.To control robotic tanks, it is proposed to create a highly mobile remote control station, also based on the T-72B3 chassis, equipped with all-aspect protection against handheld anti-tank weapons with cumulative warheads. It is expected that each command post will be able to control a platoon of combat vehicles within a 3 km radius.  
 

воскресенье, 20 июля 2025 г.

Двухпушечные безбашенные танки ФРГ - VT-1-1 и VT-1-2

 


Казематные (безбашенные) танки не ограничиваются Strv 103 и могут быть адаптированы для поражения как неподвижных, так и движущихся целей в движении, если они оснащены стабилизированной оптикой, полужёстко установленным и наводимым орудием, а также системой управления огнём.

Датчики системы управления огнём должны, в частности, определять угловую скорость рыскания машины относительно линии визирования (направленной на цель) и, с учётом времени задержки выстрела, рассчитывать необходимый угол упреждения.

В середине 1970-х годов в ФРГ два экспериментальных двухорудийных казематных проекта VT 1-1 (2 × 105-мм танковые пушки) и VT 1-2 (2 × 120-мм танковые пушки показали вполне приемлемые результаты при стрельбе в движении (в режиме «змейка»).

Были многочисленные проекты и более простых безбашенных танков с одной пушкой. В Харьковском КБ рассматривались варианты только с одной пушкой. https://t.me/btvt2019/18457

Оценка ключевых проблем двухорудийной казематной концепции выглядит следующим образом:

- компактные размеры машины за счёт малого боевого отделения и фиксированного расположения экипажа;

- высокая огневая мощь и вероятность поражения целей благодаря двум орудиям;

- преимущество в массе, обеспечиваемое казематной компоновкой, частично нивелируется установкой второго орудия;

- высокая сложность системы управления огнём приводит к значительным затратам на обслуживание и увеличению общей стоимости.

Существенным тактическим недостатком казематной концепции (включая двухорудийные машины) является зависимость направления огня от направления движения, что в ряде боевых ситуаций может создавать проблемы при управлении подразделениями.

С тактической точки зрения для основного боевого танка крайне важно иметь основное вооружение, независимое от направления движения – то есть осуществлять быстрый маневр огнем как ответ на внезапно появившуюся угрозу.

А с другой стороны – а зачем танку к примеру стоять к противнику бортом и развернуть башню, а не весь корпус – наиболее защищенной проекцией?

Кроме того на современном «прозрачном» поле боя насыщенном дронами-разведчиками разве может неожиданно появиться танк противника? – а в случае танкоопасных целей на харьковском проекте предусматривалась так называемая «вторая башня» с пулеметным и гранатометным вооружением с круговым вращением. На немецких проектах такого не было.

Новый уровень в разведке и передаче информации делает концепцию безбашенного танка крайне привлекательной.

При наличии автомата заряжания экипаж в таких условиях может быть без проблем сокращён до двух человек, так как в бою водитель может взять на себя функции наводчика. Это позволило бы создать очень компактные боевые машины с защитой и вооружением равным ОБТ. Однако с окончанием противостояния Восток-Запад и исчезновением угрозы со стороны танков Варшавского договора с начала 1990-х годов у стран НАТО отпала потребность в перспективных истребителях танков; в Бундесвере даже был ликвидирован род войск (Panzerjäger).

Остаётся открытым вопрос, должен ли боковой угол поворота орудия составлять ±60 или ±90 градусов, или же полный поворот на n × 360 градусов.

Стоит отметить, что технически возможный угол поворота орудия не всегда совпадает с практически используемым в боевых условиях. Например, при стрельбе в движении у башенного танка (например, Leopard 2) из-за функции кормового отбойника практический угол использования орудия составляет лишь около ±100 градусов, несмотря на то, что башня может вращаться на n × 360 градусов.

На видео испытания VT-1-1 с 2 x 105 мм - безбашенный танк ведет огонь на полигоне Путлос в движении (1976 г.).


Казематный (безбашенный)  танк, предназначенный для ведения боя в движении, был представлен в середине 70-х годов в Германии в виде двух пушечного казематного танка (советский термин для – «безбашенный танк»). 

Безбашенный Мардер

 

В 1981 году Генеральный штаб сухопутных войск Германии разработал концепцию развития армии на 90-е годы, в которой описывались задачи, структура и концепция оснащения армии. Наряду с другими новми разработками предполагалось заменить состоящий на вооружении Jagdpanzer Kanone 90mm. 
Новая машина JPz Kanone mit 120-mm-PzK (KW 90) должна бла получить 120 мм пушку, аналогичную танку Leopard 2.
На конкурсной основе за дело взялись компании MaK (Киль), Krauss-Maffei (Мюнхен) и Thyssen-Henschel (Кассель). Было создано много роазличных концепций будущей машины. 
Thyssen-Henschel представляла истребитель танков на базе шасси БМП Marder с полужесткой установкой 120-мм пушки, подвижной только по вертикали. 
Водитель, выполняющий функции наводчика, размещался рядом с орудием в центре машины и использовал телескопический прицел. Экипаж также включал командира и заряжающего (в корме). Машина могла получится дешевой и простой в изготовлении, не имеющих каких-то технических рисков.

Мнение западногерманских исследователей на основе изучения прицелов и приборов наблюдения полученного образца танка Т-62

 Мнение западногерманских исследователей на основе изучения прицелов и приборов наблюдения полученного образца танка Т-62, 1975 г. Отрывок.
Прицел наводчика танка Т-62 по конструкции схож с прицелом танка «Пантера». Отмечается переключаемое увеличение: 3,5-кратное и 7-кратное. 
Обзор через прицел наводчика при 3,5-кратном увеличении лучше, чем у Leopard 1, благодаря большему полю зрения (10°). При 7-кратном (поле зрения 9°) различий нет. 
Лабораторные измерения показали, что указывает на нестрогие допуски. Пропускание света и разрешение сравнимы с прицелом танка «Леопард», при 550 нм пропускание лучше.
Стабилизация оптической оси впечатляет простотой конструкции. 
Функциональность и точность требуют дальнейшего изучения. Грубое определение дальности проводится по фиксированной шкале, исходя из целевой высоты 2,7 м (высота башни: M60 = 2,99 м, Chieftain = 2,55 м, Leopard 1 = 2,39 м). Ширина цели не учитывается. Диапазон измерений: 1000–3000 м.




 


Прицел наводчика, прицел командира и водительский прибор оснащены обогревом и стеклоочистителем, что облегчает эксплуатацию.
Прицел командира — переключаемый прибор дневного и ночного видения, но ограничивает действия командира по сравнению с танком «Леопард». Командир не может вести огонь из бортового оружия. 
Указание цели и переключение на наводчика возможны только по боковому направлению. Шкала для определения дальности крупнее, чем в прицеле наводчика, с диапазоном 1000–3000 м, что позволяет командиру определять дальность точнее.
Выходной зрачок
Выходной зрачок окуляра имеет диаметр всего 5 мм (у PERI R 12 — 7,2 мм). Поэтому трудно постоянно удерживать цель в поле зрения. (Изображение не обрезается только тогда, когда зрачок глаза находится в выходном зрачке прибора.) 
Дистанция до зрачка
Измерения проводились при минимальном и максимальном расстоянии до окуляра. Диапазон достаточен (больше, чем у PERI R 12). 
Прибор не отключается при слишком высокой интенсивности света. В PERI R 12 предусмотрено отключение. 

среда, 9 июля 2025 г.

Про автоматы заряжания

 


120-мм компактный автомат заряжания, Western Design Howden.
На видео показаны симуляции работы системы и испытания в реальных условиях внутри башни старого танка M1E1 Abrams. Видео датировано январем 1999 года.
В начале описывается существующее размещение боекомплекта: 
Всего 34 выстрела, доступных с места наводчика и командира.
11 выстрелов укладка первой очереди доступная сразу, еще 7 с дополнительными действиями по сдвиганию лотков.
Остальные 14 выстрелов со стороны командира, которые по мере расхода перекладываются к наводчику.
Далее со 2 минуты под музыку из 2001: A Space Odyssey  представляют сам автомат заряжания и объясняются его преимущества и работа.
Видео Kreyton

 


Еще один ролик автомат заряжания Western Design для М1А2. Вмещает 30 выстрелов,  
Обеспечивает 12 выстрелов в минуту (кадры на 7-00). 
На 9 минуте кадры Compact autoloader technology demonstrator, 1996 г. 
В сравнении со всеми другими автоматами заряжания в забашенном пространстве данный автомат заряжания наиболее безопасен для экипажа, так как выстрелы размещены снарядом в сторону кормы танка. Еще на испытаниях в 1972 на основе макета ХМ803  выяснилось (https://t.me/btvt2019/810), что в случае поражения кумулятивного снаряда ХМ409Е5 (в его заднюю треть) произошла детонация с формированием кумулятивной струи, которая пробила плиту отделяющую отсек боекомплекта от отделения экипажа с образованием выходного отверстия 25 мм. 
Взрывы BB кумулятивных снарядов вызываются лишь наиболее мощными осколками с пробивной способностью свыше 50 мм и в случае сохранения значительного >100 мм запреградного действия кумулятивной струи при попадании в снаряд. 
Имеющаяся вероятность взрыва ВВ кумулятивных снарядов с образованием кумулятивной струи показывала определенную опасность автомата заряжания с размещением выстрелов боевой частью направленной в сторону отсека экипажа принятого для  ХМ803 даже в случае реализации изолированного отсека с вышибными пластинами. Но, все равно безопасность  даже в таком случае  на порядок выше.
В случае же автомата заряжания Western Design такая опасность полностью устранялась разворотом выстрела на 180 градусов при заряжании. 

 

Сейчас все говорят только про дроны, но даже без дронов все было в концептуальном тупике

 Сейчас все говорят только про дроны, но даже без дронов все было в концептуальном тупике, когда были выбраны ложные приоритеты в развитии (скорость и амфибийность вместо защиты и так деле). Данную тему поднимали начиная с 2 половины 80-х. И ничего в этом вопросе не изменится – так и будут клепать алюминиевые БМП и картонки БТ-3Ф, так как решает в РФ не наука, а мафиозно-промышленный комплекс, который просто не способен сделать что-то другое. И приоритет у них один – заработать больше бабла с наименьшими усилиями. Статья авторов 38 НИИИ МО (Г.И. Головачев, А.В. Шевченко, В.Г. Широбоков). 2012 г.
Несколько цитат:
С формированием концепций типов БТВ связано значительное количество проблемных вопросов. Это в первую очередь касается концепции боевой машины пехоты, которая носит, по существу, противоречивый характер. БМП, будучи основным вооружением мотострелковых подразделений, должна обеспечивать их эффективное взаимодействие с танковыми подразделениями, ведение боя как из машин, так и в спешенном боевом порядке, уничтожение как танкоопасной живой силы (ТОЖС), так и бронированных целей, передвижение в широкой номенклатуре дорожно-грунтовых условий, преодоление водных преград с ходу. 
Однако в силу недостаточного уровня защищенности БМП ее боевое применение не обеспечивает эффективное взаимодействие мотострелков с танковыми подразделениями. Как показывают результаты математического моделирования общевойскового боя, мотострелки из-за преждевременного выхода из строя БМП не успевают надежно поразить ТОЖС. 
В результате танки при приближении к переднему краю обороны противника остаются без мотострелков и несут значительные потери.

Поэтому если ТОЖС не будет эффективно подавляться другими огневыми средствами, то неблагоприятная ситуация развития боя для танковых подразделений принципиально не изменится. Кроме того, остаются неразрешенными проблемы обеспечения эффективных действий мотострелковых подразделений.
Другой подход связан с совершенствованием конструкции БМП, изменение концепции ее создания и боевого применения. Здесь также возможны несколько вариантов реализации данного подхода.

Проблемы ходовой "Курганца"

 Читая российскую тематическую прессу. 
Судя по всему в проектировании ходовой части «Курганца» были допущены серьезные ошибки, которые приводят к разрушению конструкции при наезде на препятствия. Цитата:
… вследствие воздействия значительной инерционной силы амплитуда существенно возрастает, что повышает вероятность ее захвата зубчатым венцом ведущего колеса (эффекта «захвата» свободной ветви гусеницы зубчатым венцом ведущего колеса при его переднем расположении и приводящего к разрушению элементов конструкции энергосилового блока).
– амплитуда поперечных колебаний свободной ветви несущественно зависит от параметров конструкции. Определяющим фактором является сила натяжения, которая при наезде первого опорного катка на неровность является неконтролируемой величиной и в предельном случае может сокращаться до нуля;
– для уменьшения вероятности захвата венцом ведущего колеса в конструкцию гусеничного движителя с передним расположением ведущих колес необходимо ввести дополнительный механизм натяжения гусениц и соответствующую систему управления. Последнее определяет направленность дальнейших исследований.


Цитата: Одно из таких сложных и недостаточно изученных явлений — поперечные колебания в ветвях гусеницы со значительными амплитудами перемещений траков, что приводит к нарушению устойчивости периодических режимов в обводе и ограничению скорости движения.
В некоторых случаях это является причиной сбрасывания гусениц с ведущего или направляющего колеса и «захвату» гусеницы зубчатым венцом ведущего колеса как при носовом, так и кормовом его расположении («захвата» гусеницы ведущим колесом при наезде на неровность, а также при неустановившихся режимах движения на спуске и торможении).

понедельник, 30 июня 2025 г.

Сравнительная оценка танков США и СССР

 

Любопытный исторический материал, показывающий оценку советских и западных танков со стороны США на начало 1970-х годов. Приводятся расчетные показатели военно-технического уровня серийных  и разрабатываемых танков СССР и США. Материал интересен с исторической точки зрения, но содержит явные преувеличения, например М60А2 формально имел большие преимущества, но в реальности оказался ненадежным и быстро был снят с вооружения.

Материал отражает мнение генерал-лейтенанта Джеймса Хиллиарда Полка, Главнокомандующего армией США в Европе с 1967 по 1971 год.

 

Совет Национальной Безопасности

От: Генерал Полк

Тема: Сравнительная оценка танков США и СССР. 5 января 1972 г

 

В ходе недавних действий по MBFR (взаимное и сбалансированное сокращение вооружённых сил) очевидно значительное внимание к угрозе советских танков. Эта озабоченность приводит к попыткам добиться сокращения численного превосходства танков Варшавского договора до соотношения примерно 1:1 с НАТО, что требует значительных уступок в других областях. Настоящий документ написан для разъяснения этого вопроса через сравнительную оценку танков.

Прежде всего, следует понимать, что любой современный танк, стреляющий с места по неподвижной цели на расстоянии менее 1000 метров при хорошем освещении, должен поразить и уничтожить цель; побеждает тот, кто стреляет первым. Таким образом, сравнительная оценка зависит от таких факторов, как дальность боя, способность стрелять в движении и уязвимости.

Что касается уязвимостей, советские танки хорошо спроектированы: наклон брони и мощность двигателя обеспечивают максимальную защиту и мобильность. Их танки меньше по стандартам США, поэтому экипажи должны быть невысокого роста (что не является проблемой для Варшавского договора), боекомплект основного орудия значительно меньше (около 34 выстрелов против 54 в танках США), а главное — ограниченная ёмкость внутренних топливных баков вынуждает использовать внешние хранилища. Обычно танки Варшавского договора несут 50-галлонную бочку на корме и по 20-галлонному контейнеру на каждом крыле, содержимое которых переливается внутрь или сбрасывается перед боем.

Однако пары топлива остаются, делая танк уязвимым к катастрофическим пожарам от бомб или ракет. Израильские данные показывают, что почти все арабские танки, уничтоженные ВВС, пострадали из-за этой слабости.



 

суббота, 28 июня 2025 г.

История организации производства танка Т-64 и двигателя 5ТДФ

 

1 июля 1963 вышло постановление №040 Харьковского экономического административного района «О мерах по организации производства и выпуску новых средних танков и танковых двигателей на Харьковском заводе им. Малышева».

Постановление вышло во исполнение постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 28 марта  1963 и ЦК КПУ и СМ УССР от 22 мая 1963 г «О подготовке к производству танков Объект 432» и двигателей 5ТДФ и строительстве дизельного корпуса «1000».

Постановление обязывало обеспечить выпуск а 1963 году 25 танков Т-64 для испытаний в счет плана выпуска танков Т-55. Обеспечить подготовку производства в 1964 году 200, а в 1965 и 1966 500 и 600-700 танков соответственно.

Также предусматривались другие меры по налаживанию производства. Например усиление Харьковского завода инженерами – 50 человек, обязать обеспечить контроль за поставками на завод станков и оборудования, включая станки из кап. стран. Постановление обязывало «Укрглавкомплектоборудование» выделить заводу нужные станки за счет резерва и частично перераспределения (забрать у других заводов).

Также Харьковскому совнархозу выделялось 4 млн. рублей на строительство нового корпуса «1000» из Стройбанка. Харьковскому обкому КПУ и Облисполкому постановлялось обеспечить 15 тыс квадратных метров жилья для инженеров и рабочих завода ежегодно и 300 мест в детских садах.

Несмотря на всю масштабность постановления, подписанного О. В. Соичем, оно не охватывала всей сложности организации производства нового танка о чем можно будет узнать из постановления 1964 года «О ходе выполнения постановления № 0040» приведенного здесь.

В литературе и в различных псевдоисторических передачах можно услышать, что танки строила какая-то «вся страна» абстрактная, а в этом постановлении вы увидите, кто реально это делал – преимущественно Укрсовнархоз от Донецкого до Львовского. Ознакомится с полным текстом постановления можно ниже, оно дает понимания того масштаба работ, который был связан с началом производства нового танка. 



 

понедельник, 16 июня 2025 г.

В 1960-е в танкостроении было много весьма смелых решений

 

В 1960-е в танкостроении было много весьма смелых решений, особенно это касалось перспективных компоновок МТО. Например предложение затопленной схемы установки двигателя в МТО танка Т-64 от создателя серии дизелей УТД - Бориса Егорова (Барнаултрансмаш). Предлагалось установить в герметизированный отсек МТО 4-тактный УТД-30-2 или пару УТД-25 причем отсек заполнялся топливом и маслом (rомбинированная жидкость питания двигателя и смазки 85% и 15%), что позволило бы использовать объемы МТО которые не заняты в пределах 1 метра кубического для размещения забронированного топлива.
Работа двигателя УТД в подобной жидкой среде была проверена в герметичном резервуаре, параллельно на харьковском БТРЗ провели работу по выяснению неиспользованных объемов МТО Т-64.
Подобная затопленная схема по мнению Б. Г. Егорова решала множество проблем – исключает топливные и масляные баки, трубопроводы. Облегчает холодный пуск, упрощает снабжение и эксплуатацию, снижает вес.
Также подобная схема предлагалась для перспективного танка, создаваемого по теме «101». Двигатель предлагалось выполнить в едином блоке с обслуживающими его системами включая коробки передач – плюсом была простота монтажа и демонтажа, а минусом то ,что техники штатной для его демонтажа не было.
Морозов рассмотрев эту идею отметил, что … «она не лишена целого ряда недостатков».
… демонтаж такого объединенного агрегата в полевых условиях будет крайне затруднен, в связи с большим его весом. Это потребует оснащения всего танкового парка новыми подъемными средствами обслуживания.
То есть данный проект (не касаясь заполнения МТО жидкостью) дает также ответ на причины, которые препятствовали внедрению в СССР в 1960е годы блочной конструкции МТО как на западных танках.



 

суббота, 7 июня 2025 г.

Некоторые официальные детали по новому белорусскому БТР от МЗКТ


На базе макетного образца разработана конструкторская документация для модификации БТР МЗКТ 690003-010(-011) с броневой башней и комплексом вооружения из состава БМП 2 с модернизационным комплектом системы управления огнем (МК СУО) разработки ОАО «Пеленг», а также МЗКТ 690003-020(-021) с дистанционно-управляемым боевым модулем БМ30.2, созданным в Витебском ОАО «КБ «Дисплей».
Как и макетный образец, опытные экземпляры представляют собой полноприводную бронированную боевую машину с колесной формулой 8×8, оборудованную водометными движителями производства МЗКТ, которые обеспечивают доставку личного состава по суше, позволяют форсировать различные водные преграды. БТР способен развивать скорость до 110 км/ч на асфальтобетонном покрытии и до 8 км/ч на плаву.
Семейство опытных образцов БТР V2, в отличие от макета, разработано в двух исполнениях силовых агрегатов: с дизельными рядными шестицилиндровыми двигателями мощностью 550 л. с. и 560 л. с. В обоих вариантах предусмотрено применение гидромеханической шестиступенчатой коробки передач собственного производства МЗКТ.
Благодаря принятому компоновочному решению по размещению двигателя, ГМП и их систем в одном силовом блоке и на едином подрамнике появилась возможность демонтажа силового агрегата со всеми системами без слива рабочих жидкостей, что значительно сокращает время замены, ремонта и обслуживания силового блока.
Высокую проходимость БТР обеспечивает двухскоростная раздаточная коробка с блокируемым межосевым дифференциалом, а также ведущие мосты с межколесными и межосевыми дифференциалами с принудительной блокировкой, а заданные параметры плавности хода обуславливает независимая однорычажная гидропневматическая подвеска колес. 

Чтобы еще больше снизить степень возможного травмирования людей при подрыве на минах, в БТР установлены энергопоглощающие сиденья с пятиточечными ремнями безопасности и подвесной пол с экранами противоосколочной защиты.
Корпус БТР состоит из моторно-трансмиссионного отсека, отсеков систем БТР и отсека обитания. Отсек обитания состоит из трех отделений: управления, боевого и десанта.







 

вторник, 20 мая 2025 г.

Сокращенно из отчёта о захваченном лёгком амфибийном танке T-63/85


Лёгкий амфибийный танк КНР T-63/85 (Тип 63), исследованный в августе 1972 года в провинции Куангчи, Южный Вьетнам, представляет собой эволюцию советского ПТ-76. Разработанный на основе опыта эксплуатации ПТ-76, танк получил улучшенное вооружение, башенную броню, инфракрасные приборы, а также повышенные ходовые и амфибийные характеристики, но сохранил присущую предшественнику уязвимость на поле боя. Отчёт составлен в оперативных условиях, что ограничило детальность технической оценки.

Башня по форме напоминает Т-54, корпус и подвеска схожи с ПТ-76.

Боевое отделение включает сварную башню из девяти частей с более прочной лобовой бронёй (24.9 мм) по сравнению с боками/кормой (17.2 мм) и крышей (9 мм). Слабое место — 13 мм зазор между пушкой и маской.

Основное вооружение — 85 мм нарезная пушка, стреляющая фугасными, бронебойными и кумулятивными снарядами, с боекомплектом 56 штук (15 в отсеке заряжающего, 9 в зажимах, 26 в полу, 6 в корме). Вспомогательное вооружение — 7.62 мм спаренный (3000 патронов) и 12.7 мм зенитный пулемёты (1200 патронов).

Наводчик управляет пушкой с помощью электрических приводов или ручных механизмов, аналогичных Т-54, с телескопическим прицелом (3x/6x) и стадиометрической шкалой. Заряжающий загружает орудие левой рукой, что может замедлять темп, и обслуживает пулемёты. Командир управляет экипажем через радио A-220 (22.0–22.375 МГц) и интерком, имеет башенку с смотровыми приборами, но не имеет дублированного управления огнем.

Моторно-трансмиссионный отсек содержит 12-цилиндровый дизель водяного охлаждения (520 л.с., 29 л.с./т), вероятно, от Т-54, и двойные водометные установки, аналогичные ПТ-76. 




 

Подвеска схожа с ПТ-76, с шестью опорными катками (диаметр 762 мм), регулировкой траков эксцентриковым валом. Броня корпуса: лоб — 14 мм (80°), борта — 11 мм, корма — 8 мм, крыша — 9 мм, крышка трансмиссии — 23 мм, для балансировки.

Танк уязвим к осколкам 120 мм мин, артиллерии и тяжёлому стрелковому оружию, не защищён от оружия массового поражения, не имеет дымовых средств.

Резиновые маты на полу пожароопасны и затрудняют доступ к боеприпасам. Захваченные танки имели почти полный боекомплект, указывая на плохую подготовку или низкую мотивацию экипажей. T-63/85 превосходит ПТ-76 по вооружению и манёвренности, но слабая броня и недостаточная подготовка экипажей ограничивают его эффективность.

воскресенье, 18 мая 2025 г.

История сотрудничества Украины и Франции по созданию перспективного танка в 1990е.

 История сотрудничества Украины и Франции по созданию перспективного танка в 1990е.
Из книги DE LA GUERRE FROIDE AUX CONFLITS DE DEMAIN CHAR LECLERC (Marc Chassillan, один из разработчиков Леклерк и директор по продвижению проекта на экспорт). Цитата:
Всё началось в ноябре 1992 года в Украине во время поездки, в рамках которой автор этих строк и президент GICAT Эрик Бласс посетили предприятия оборонной промышленности недавно обретшей независимость страны. Визит на завод им. Малышева в Харькове установил связь между Giat Industries и украинской танковой промышленностью, поскольку обе стороны быстро осознали преимущества сближения. Однако сотрудничество не началось немедленно из-за множества технических и промышленных препятствий. Тем не менее, Украина не бездействовала в области танкостроения и продала Пакистану 320 танков Т-80УД.
Спустя несколько лет переговоры возобновились, и стороны решили двигаться вперёд. На первом этапе Giat Industries и КБ им. Морозова сосредоточились на проекте модернизации башни Т-80 под стандарты НАТО. Это включало попытку интеграции двух ключевых компонентов танка «Леклерк»: 120-мм пушки F1 и автомата заряжания (АЗ) на 22 выстрела. Для этого заднюю часть башни Т-80 пришлось вскрыть, чтобы приварить отсек для АЗ, а также специально обработать маску для установки французской пушки. Компания SAGEM (ныне SAFRAN), активно работавшая в Украине с 1992 года, предложила установить прицел Savan-15. Однако проект оказался неоптимальным из-за геометрических ограничений башни Т-80. В результате было решено разработать новую двухместную башню, построенную вокруг связки 120 мм пушки и АЗ. Но недостаток финансирования положил конец проекту и сотрудничеству.
 



 Иллюстрация 1. Объединив шасси Т-84 с технологиями башни «Леклерка», можно было бы создать превосходный средний танк для экспортного рынка с отличным соотношением качества и цены.
Иллюстрация 2. Макет франко-украинского проекта среднего танка, сочетающего шасси Т-80, производимое на заводе им. Малышева в Харькове, и башню T21.

Идеальная башня.